...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

История подразделений, частей и соединений тыла, центрального подчинения.

Модератор: Модераторы

...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 11:45

День добрый!
Может кому-то пригодится.
Из книги

ОСВОБОЖДЕНИЕ БЕЛОРУССИИ 1944, М."Наука",1974.

А.У. Тарасенко

...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА
(ТАНКИСТЫ-РЕМОНТНИКИ 3-ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА В ОПЕРАЦИИ «БАГРАТИОН»)
1.
Давно улеглась пыль на дорогах войны, смолк рев моторов, затих гул артиллерийских канонад. Победа увенчала народный подвиг. Бессильно прошелестели фашистские штандарты, повер¬женные в прах на Красной площади Москвы. Война закончи¬лась, а история идет своим путем,
И чем дальше уходят тяжкие военные годы, тем все яснее мы различаем то, чего не могли рассмотреть в дыму и пламени боев. Это обстоятельство помогает полновеснее и глубже освещать все стороны боевой страды советских воинов в годы минувшей войны.
В нашей литературе много книг посвящено героическим бое¬вым делам летчиков, танкистов, пехотинцев, моряков, совершив¬ших незабываемые подвиги в смертельной схватке с врагом, мно¬гие из них запечатлены в бронзе и камне. Многие герои войны еще ждут своих авторов. Советский народ не забывает и никогда не забудет подвиги, совершенные героями во имя свободы, во имя счастья людей на земле.
Нельзя совершить новые подвиги, не зная подвигов, совер¬шенных в прошлом. Нам представляется, что настало время опи-
2.

сать огромный и неоценимый труд многих десятков тысяч воинов-ремонтников: танкистов, авиаторов, автомобилистов и других спе-циалистов. Эти достойные славы русских умельцев скромные труженики войны поистине совершили ратный подвиг в борьбе аа вторую жизнь подбитых, полусожженных танков, самолетов, автомобилей. Сотни, тысячи боевых и колесных магаин, застыв-ших на поле боя и искалеченных вражескими снарядами, бом¬бами, минами, в результате самоотверженного, героического тру¬да ремонтников снова становились в строй и шли в бой. Днем и ночью, в леденящую стужу и в жару, в тылу своих войск и под огнем противника, непосредственно на поле боя непре¬рывно шла поистине титаническая работа.
Панорамная картина этого удивительного по своей напряжен-ности и результатам ратного труда ремонтников еще ждет своего полного описания. Испытывая желание внести хотя бы небольшую лепту в эту работу, я сделал попытку в краткой статье рас¬сказать о танкистах-ремонтниках 3-го Белорусского фронта, об их нелегком труде в период освобождения нашими войсками Бело¬руссии.
Автор этих строк в то время возглавлял отдел ремонта и эва-куации управления командующего бронетанковыми и механизи-рованными войсками 3-го Белорусского фронта п вместе с дру¬гими офицерами занимался вопросами ремонта и восстановле¬ния танков.
После зимних боев 1944 г. на витебском направлении войска 3-го Белорусского фронта перешли к обороне и приступили к перегруппировке сил с целью подготовки к новой наступатель¬ной операции. Бронетанковые части и соединения были выведены в армейский или фронтовой резерв для доукомплектования боевой техникой и личным составом, после чего в соответствии с утверж-денным планом перегруппировок войск фронта в течение апре¬ля — мая 1944 г. выводились в новые районы. Отдельные танко¬вые бригады и танко-самоходные полки, насчитывавшие в своем составе 362 боевые машины, совершили марш из-под Витебска в район Орши общей протяженностью 150 км. Машины двига¬лись в ночное время по раскисшим дорогам и заболоченным уча¬сткам. Это привело к тому, что у многих из них были сожжены главные фрикционы, а некоторые вышли из строя из-за чрез¬мерных перегрузок силовых установок.
Перед танко-ремоятной службой фронта встала неотложная задача как можно быстрее восстановить вышедшие из строя тан¬ки. С этой целью были использованы все ремонтные подразде¬ления частей, а также некоторая часть ремонтных средств фрон¬тового подчинения. Однако из-за острой нехватки запасных ча¬стей, узлов и агрегатов график выхода танков из ремонта не выдерживался. Личный состав ремонтных частей и офицеры ре¬монтного отдела приложили много усилий, проявили большую изобретательность, чтобы восстановить машины.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 11:52

3.
По мере поступления недостающих запасных частей темпы ремонтных работ нарастали, отремонтированные танки все быст¬рее и быстрее стали возвращаться в свои части.
Начиная с первой половины мая 1944 г. из резерва Ставки Верховного Главнокомандования в состав 3-го Белорусского фрон¬та стали прибывать железнодорожным транспортом бронетанко¬вые и механизированные войска. В стрелковые корпуса прибыло по одному легкому самоходно-артиллерийскому полку СУ-76. Тя¬желые танковые полки прорыва и тяжелые самоходно-артилле-рийские полки (ИСУ) разгрузили на железнодорожных станциях Выдрея и Гусино, они, как позднее стало известно, предназна¬чались для усиления войск, действовавших на оршанском и богу-шевском направлениях.
Танковые и механизированные соединения после выгрузки сосредоточились в районах узлов шоссейных и грунтовых дорог.
2-й гвардейский танковый Тацинский корпус под командова¬нием генерала А, С. Бурдейного вначале сосредоточился в районе Старые Ватеки, Никулино, Красная Горка, ст. Катынь, а затем в течение четырех ночей был выведен в новый выжидательный район: Застенки, Красное.
Корпус выдвигался побригадно, имея в своем распоряжении лишь одну дорогу. Чтобы осуществить этот марш скрытно, по¬требовалась тщательная подготовка личного состава, материаль¬ной части и особенно службы регулирования. К чести командо¬вания корпуса, командиров бригад и их штабов задача была выполнена в назначенные сроки. 20 нюня командир корпуса доло¬жил в штаб фронта о полном сосредоточении корпуса в задан-ном районе.
3-й гвардейский механизированный Сталинградский корпус, которым командовал генерал В. Т. Обухов, выгрузился на стан¬циях Велино, Тишино, Лелеквинская (в среднем в сутки прибы¬вало по 3—4 эшелона) и сосредоточился в лесах вдоль автострады Москва — Минск, в районе населенных пунктов Архиновка, Свет¬цы, Велино.
5-я гвардейская танковая армия — командующий армией мар¬шал бронетанковых войск П. А. Ротмистров — выгрузилась на пяти железнодорожных станциях в районе Смоленска и сосредо¬точилась в лесах 10—15 км севернее Смоленска, в районе авто¬страды Москва — Минск, а к 21 июня 1944 г. выдвинулась в район лесов северо-восточнее ст. Гусино, расположив танковые корпуса вдоль шоссейных дорог Москва — Минск и Смоленск — Витебск.
О прибытии танковых и механизированных соединений в со¬став фронта осведомлен был ограниченный круг лиц. На все виды довольствия прибывающие части и соединения ставились лично начальниками управлений и отделов фронта. Маскировка районов сосредоточения и выжидательных районов, по указанию штаба фронта, контролировалась с воздуха.
4.
Сосредоточение бронетанковых войск фронта в заданных им районах было закончено к 21 июня 1944 г.
Отдельные танковые бригады, танковые и танко-самоходные полки, ранее входившие в состав фронта, к этому времени были полностью укомплектованы материальной частью, восстановлен¬ной ремонтными средствами силами всех частей фронтового под¬чинения.
Бронетанковые войска, прибывшие из резерва Ставки Верхов¬ного Главнокомандования, в основном были укомплектованы но¬вой материальной частью, за исключением 5-й гвардейской тан¬ковой армии, которая имела до 40% танков и самоходных уста¬новок, бывших в боях и требовавших тщательного обслуживания и ремонта.
По решению командующего 3-м Белорусским фронтом для прорыва обороны противника были созданы две ударные груп¬пировки. Одна, состоявшая из 39-й и 5-й армий и конно-меха-низированной группы (3-й гвардейский механизированный и 3-й гвардейский кавалерийский корпуса), должна была прорвать обо¬рону противника на участке от Карповичей до Высочан и, раз-вивая удар на Гнездиловичи и Сенно, во взаимодействии с вой¬сками 1-го Прибалтийского фронта разгромить группировку про¬тивника в районе Витебска, овладеть на третий день операции Витебском и выйти на рубеж оз. Сарро, Яново. В полосе на¬ступления 5-й армии должна была вводиться в прорыв конно-механизированная группа. Эта группа в ночь на второй день опе¬рации должна была быть готова войти в прорыв с рубежа р. Луче-сы, а затем, развивая успех в направлении Сенно, Холопеничи, захватить на шестой день операции переправы на Березине се¬веро-западнее Борисова.
Другая ударпая группировка фронта в составе 11-й гвардей¬ской и 31-й армий получила задачу прорвать вражескую оборону на участке от Остров-Юрьев до Загвоздино и, наступая главными силами вдоль Минской автострады на Борисов, а частью сил на Оршу с севера, на третий день операции освободить Оршу и выйти на линию Яново, Орша. 2-му гвардейскому танковому Тацинскому корпусу, входившему в состав 11-й гвардейской армии, ставилась задача наступать в общем направлении на Староселье и на шестой день операции выйти на р. Березину в районе Чернявки, перехватив коммуникации оршанской группировки про¬тивника с запада. Осуществление ввода в прорыв 5-й гвардей¬ской танковой армии планировалось по двум направлениям. По первому варианту она должна была войти в прорыв в стыке 11-й гвардейской и 31-й армии и наступать вдоль Минской ав¬тострады на Борисов. По второму варианту ввод ее в прорыв намечался в полосе 5-й армии для наступления на Богушевск, Толочин и далее на Борисов.
Темпы наступления подвижных войск фронта определялись в 30—35 км в сутки.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 11:57

5.
Всего во фронте имелось 1810 танков и самоходно-артилле¬рииских установок.
Большое насыщение войск фронта танками и самоходными установками требовало от нас, офицеров ремонтной службы, ор¬ганизации бесперебойного и надежного технического обслужива¬ния всей этой массы боевой техники в ходе наступательного боя.
Перед ремонтно-эвакуационными частями и подразделениями стояли сложные задачи, поскольку техническое обеспечение тан¬ков и самоходно-артиллерииских установок необходимо было осу¬ществлять в условиях быстрого продвижения войск и на большую глубину.
Опыта организации технического обеспечения столь крупных танковых масс в ходе крупных наступательных операций у нас не было. Что же касается зимних боев 1944 г. нашего фронта, то, как известно, они не получили своего развития, и это, есте¬ственно, наложило отпечаток и на организацию ремонта и эва¬куации бронетанковой техники. В условиях небольшого продви¬жения войск тылы частей, соединений и объединений, как пра¬вило, располагались недалеко от своих частей. Растяжка путей эвакуации поврежденных танков была невелика. Ремонтные части имели возможность продолжительное время работать на одном месте. В таких условиях были четко отработаны все вопросы технического обеспечения и взаимодействия во всех звеньях от танковой бригады до армии и фронта.
В предстоявшей операции, помимо учета накопленного опыта, необходимо было исходя из конкретной обстановки выработать новые организационные формы службы технического обеспечения боя. В связи с тем, что фронт имел две ударные группировки войск, было принято решение все ремонтно-эвакуационные сред¬ства фронта и средства, прибывшие из резерва Ставки Верхов¬ного Главнокомандования, объединить в два ремонтных центра по одному для каждого из направлений, на которых должны были действовать ударные группировки. Один — на оршанском направлении в районе ст. Красное и второй — на богушевском направлении в районе ст. Крынки.
Часть ремонтно-эвакуационных средств была придана армиям для непосредственного обслуживания танковых частей. Во главе ремонтных центров были поставлены опытные организаторы ре-монтно-эвакуациониой службы, старшие помощники начальника ремонтно-эвакуационного отдела фронта: на оршанском направ¬лении — инженер-подполковник В. А. Бессонов и на богушев-ском — инженер-майор С. П. Шанин.
Распределяя ремонтно-эвакуационные средства фронта по на-правлениям, мы исходили из наличия танков на данном направ¬лении и из ориентировочного расчета предполагаемых потерь. Рас¬чет потерь основывался да опыте предыдущих боев войск фронта под Белевом, Сухиничами, Ржевом, Спас-Деменском и Витебском, в которых танковые части прорывали глубоко эшелонированную
6.
оборону противника. Опережая несколько события, следует заме¬тить, что принятые нами предполагаемые потери на 85—95% совпали с действительными потерями танков и САУ за летнюю операцию.
Поскольку создание ремонтных центров было делом новым, необходимо было четко определить их функции. С этой целью 10 июня 1944 г. командующий бронетанковыми и механизирован¬ными войсками фронта генерал-лейтенант А. Г. Родин утвердил разработанное отделом ремонта и эвакуации положение о ремонт¬ном центре. Оно вносило ясность в систему работы ремонтно-эвакуационных средств фронта и армий, определяло функции и взаимоотношения, права и обязанности их работников.
Для войсковых частей были разработаны положения о ремонт-но-эвакуационной группе танковой бригады, полка и положение о пункте наблюдения и связи.
Одновременно с отработкой системы организации эвакуации и ремонта была создана новая форма отчетности, наиболее полно отвечавшая требованиям организации ремонта и эвакуации тан¬ков. Схема организации службы сбора донесений и связи в звене от танкового батальона до помощника командующего по ремонту и снабжению бронетанковых и механизированных войск фронта была согласована с начальником штаба бронетанковых и механи¬зированных войск фронта, причем было предусмотрено исполь¬зование каналов оперативной связи.
Накопленный нами опыт подсказывал, что подчинение основ¬ной массы ремонтных частей фронту, как правило, давало наи¬больший эффект и поэтому являлось наиболее приемлемой фор¬мой использования ремонтных средств.
Создавая такую систему организации ремонтно-эвакуационной
службы, мы исходили из следующего. В первые 5—6 дней опе-
рации, т. е. когда еще не сосредоточен ремонтный фонд, ремонт-
ные части фронта целесообразно использовать для усиления ре-
монтных подразделений войсковых частей. Затем по мере сосредо-
точения ремонтного фонда на сборных пунктах аварийных машин
(СПАМ) ремонтные части приступают к ремонту обезличен-
ных танков, из которых создается затем резерв командующего
фронтом. То же самое можно сказать и об использовании эва-
косредств.
Правда, претворение в жизнь всей этой системы ремонта и эвакуации требовало постоянного и действенного руководства со стороны офицеров ремонтно-эвакуационного отдела фронта непо-средственно на местах с тем, чтобы вовремя реагировать на из¬менения в обстановке и своевременно принимать соответствую¬щие решения.
Весной 1944 г. почти одновременно с командующим 3-м Бело-русским фронтом генерал-полковником Иваном Даниловичем Чер-няховским прибыл на должность помощника командующего бро-нетанковыми и механизированными войсками фронта по ремонту
7.
и снабжению инженер-полковник Н. М. Зиновьев — опытный ин-женер-танкист и хороший организатор. В период подготовки Бе-лорусской операции и в ходе ее он успешно руководил органи¬зацией и работой всей ремонтно-эвакуационной службы фронта. И в том, что эта служба четко и бесперебойно работала на про¬тяжении всей операции, большая заслуга и И. М. Зиновьева.
В течение мая и первой половины июня 1944 г. ремонтные части фронта напряженно трудились над восстановлением вышед¬шей из строя материальной части в ходе зимних боев в районе Витебска.
Но не только этим занимались ремонтные части. Ведь нужно было еще ремонтировать большое количество материальной части прибывших во фронт частей и соединений. Поэтому окончание работ по ремонту танков и самоходных установок, участвовав¬ших в анмних операциях фронта, являлось для значительной ча¬сти ремонтных баз одновременно и началом большой работы по подготовке танков и тягачей к предстоявшим летним наступа¬тельным боям.
Естественно, что в таких условиях, несмотря на чрезвычайно напряженный труд ремонтников, ряд ремонтных частей смог за-кончить работу лишь за день до начала наступления. Так, 15-я подвижная ремонтная база закончила изготовление тягачей для 256-го эвакоотряда только к 22 июня 1944 г. А 22-й армейский Краснознаменный ремонтно-восстановительный батальон к этому сроку завершил ремонт последних танков для 2-й гвардейской танковой бригады. Личный состав батальона особенно много по-трудился для того, чтобы в короткий срок укомплектовать это соединение танками Т-34. Дело в том, что вначале комплекто¬вание бригады планировалось осуществить новыми танками из резерва Верховного Главнокомандования, но за неделю до начала наступления мы получили приказ пополнить бригаду за счет вы-ходящих из ремонта танков. Задача была очень трудная, как и многие сложные задачи, однако ее выполнили в срок. Особая трудность выполнения этой и подобных ей задач заключалась в том, что в сжатые до предела сроки необходимо было отремон¬тировать и ввести в строй большое количество боевых машин, но прежде чем их ремонтировать, нужно было подбитые и полу¬сожженные танки буквально с боем вырывать с нейтральной зоны тягачами, главным образом в ночное время, а уж потом вдыхать в них вторую жизнь.
Почти так же обстояло дело и с укомплектованием 213-й танковой бригады. Последние шесть танков Т-34 в бригаду были доставлены из ремонта уже на выжидательные позиции и по¬ставлены в аппарели.
Танкисты-ремонтники работали с нечеловеческим напряжени¬ем сил, без сна, без отдыха, они с честью выполняли возло¬женные на них задачи. Готовясь к наступлению, ремонтные брига¬ды ремонтировали и свои походные мастерские, доукомплекто-
8.
вывали их оборудованием, инструментом и специальными при-способлениями. Часть ремонтников была переключена на сбор и подготовку крепежа, нормалей, запасных частей и агрегатов пер¬вейшей необходимости, снятых с танков безвозвратных потерь.
Одновременно осуществлялась подготовка ремонтно-эвакуаци-ояных средств к предстоящему наступлению.
Для эвакуации тяжелозастрявших танков на обоих оператив¬ных направлениях с разрешения Главного управления ремонта танков Красной Армии были сформированы из 256-го эвакоот-ряда 257-й и 256-й эвакоотряды, которые доукомплектовали поло¬женным им по штату личным составом, тягачами и специаль¬ным такелажным оборудованием. Наряду с подготовкой трактор¬ного парка фронтовых эвакосредств шла подготовка эвакосредств танковых частей и соединений. Всем танковым бригадам и полкам было приказано своими силами изготовить тягачи, используя с этой целью непригодные для восстановления танки. В результате всей этой работы 15 июня танковые бригады фронта были в той или иной степени укомплектованы эвакосредствами.
По опыту мы знали, что техническое обеспечение танковых и механизированных войск в предстоящем наступлении во многом будет зависеть от правильного сосредоточения и распределения запасных частей и агрегатов. Они должны быть сосредоточены на главном направлении действий войск фронта и максимально приближены к танковым и ремонтным частям. Количество запас¬ных частей и агрегатов, как уже упоминалось, определялось ко¬личеством участвовавших в операции танков и предполагаемыми потерями.
Учитывая это обстоятельство, а также то, что фронтовые базы обеспечения ремонта находились на удалении до 100 км от района расположения ремонтных частей, необходимо было организовать промежуточные базы снабжения агрегатами, запасными частями и материалами. С этой целью на оршанском направлении в райо¬не ст. Красное была развернута летучка 105-го склада ', где со¬средоточили детали, узлы, агрегаты и материалы первейшей необ¬ходимости. Сам 105-й склад бронетанкового имущества находился в Смоленске. Там же дислоцировался 118-й подвижный танко-агрегатный ремонтный завод. Начальником этого завода был ин¬женер-подполковник А. А. Смоляр — спокойный, неторопливый, энергичный, хорошо знающий ремонтное дело инженер. На богу-шевском направлении также имелась летучка, максимально по¬полненная запасными частями и агрегатами.
...Была пополнена. За этой скупой фразой кроется огромный труд, удивительная изобретательность и находчивость всего лич¬ного состава ремонтных частей, изыскавших и использовавших

1 Летучка — место храпения запасных частей, агрегатов и других мате-риалов, доставленных автотранспортом или по железной дороге из како-го-либо склада или базы к войскам.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:04

9.
все, какие только можно было, возможности для создания фонда
запасных частей и агрегатов.
В период подготовки операции сложилось крайне тяжелое
положение с запасными частями, материалами и особенно агре¬гатами, так как после зимних боев во время напряженной ра¬боты всех ремонтных средств по укомплектованию танковых Ча¬стей отремонтированными танками (апрель — июнь 1944 г.) были израсходованы в основном все запасы. Значительно уменьшилась возможность получения оборотного фонда агрегатов и за счет разборки танков из числа подбитых и сожженных в зимних боях танков. А пополнение из центра не поступало.
Вспоминается такой эпизод. Для определения количества зап¬частей и агрегатов на наших фронтовых базах 10 июня я при¬ехал в Смоленск на 105-й склад, начальником которого был инженер-майор Н. М. Люблинский.
Из докладов начальника склада мне уже было известно, что запчастей на складе мало, но то, что я увидел, превзошло са¬мые худшие предположения. Склад был пуст. А нам предстояло восстанавливать танки, да еще в условиях, когда выход боевых машин из строя предполагался значительно большим, чем в пре¬дыдущих операциях.
Из склада я поспешил в 118-й подвижный танкоагрегатнып ремонтный завод. Этот завод я хорошо знал, поскольку мне до¬велось его формировать и быть его первым начальником. Но и завод тоже ничем не мог порадовать.
Наличие агрегатов на складе и заводе видно из следующих таблиц 2.
С таким оборотным фондом агрегатов не представлялось воз¬можным успешно выполнять стоявшие перед нами, ремонтниками, задачи.
Требовались срочные действенные меры для того, чтобы вы¬править создавшееся положение. Было решено сформировать два отряда, которые должны были разбирать танки из числа безвоз¬вратных потерь, иными словами, те танки, которые не могли быть восстановлены. Укомплектование отрядов было произведено за счет личного состава 105-го склада и ограниченно-годных тан¬кистов из учебного танкового полка фронта. Все, что можно было в какой-то степени еще использовать, снималось с разбитых тан¬ков, приводилось в порядок и направлялось в ремонтные части. Такой источник снабжения агрегатами и запасными частями в некоторой мере спасал положение, его удельный вес достиг осо¬бенно большого значения в ходе операции.
Планируемое поступление запасных частей и агрегатов из до¬вольствующих управлений центра задерживалось, по железной дороге они стали поступать на фронт только в июле, т. е. когда операция уже была в полном разгаре.

* Архив МО СССР, ф. 241, on. 2658д. 158, л. 12.
10.
В подготовительный же период шла напряженная и кропотли¬вая работа во всех звеньях инженерно-технической службы — от танковой роты до армии фронта. Велико было наше жела¬ние обеспечить бесперебойный ремонт и восстановить материаль¬ную часть бронетанковых и механизированных войск фронта в предстоящей операции.
Офицеры управления командующего БТ и MB фронта днева¬ли и ночевали в войсках, решая на местах вопросы подготовки боевых машин, танковых экипажей, ремонтно-эвакуацпонных средств.
Я приезжал в штаб фронта лишь для того, чтобы доложить командующему БТ и MB, а чаще члену Военного совета фронта по тылу генералу И. С. Хохлову о ходе подготовки к наступле¬нию. Он держал под неослабным вниманием всю нашу работу. Внимательный и вместе с тем требовательный, И. С. Хохлов был хорошим наставником в работе. Глубоко вникая в существо ра¬боты, он умел развить в каждом из нас инициативу к изобрета¬тельность, качества, столь необходимые в нашей работе.
Помню, как однажды, уже в ходе операции, при очередном докладе о состоянии бронетанковой техники и ходе ее ремонта
1.jpg
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:10

11.
И. С. Хохлов высказал желание посмотреть танки безвозвратных
потерь и приказал мне вместе с ним выехать в район наиболь¬ших потерь. Приехали на место рано утром. Все сожженные
танки — немые свидетели ожесточенных сражений — остались на рубеже боя. Насчитав более 20 сожженных «тридцатьчетверок», мы внимательно осмотрели некоторые из них, чтобы определить, что же можно использовать. Обгоревшие корпуса совсем еще не¬давно грозных машин теперь напоминали груду металла, годного лишь для переплавки. Горело все. На некоторых машинах от взорвавшихся внутри снарядов были сорваны башни, зияли чер¬ными дырами развороченные корпуса. Ремонтникам здесь делить нечего, сокрушенно качая головой, сказал И. С. Хохлов. И^все же кое-что мы решили взять для ремонта вышедших из строя танков.
Одним из важных вопросов танко-технической службы во фрон-те являлся контроль за качеством подготовки машин к действиям. Каждый танк, каждая «залеченная» самоходно-артиллерийская установка тщательно осматривались, тут же на месте принима¬лись необходимые меры для устранения обнаруженных дефектов. Так, например, во время контрольно-технических осмотров мате-риальной части в 28-й гвардейской отдельной танковой бригаде на 14 танках были обнаружены и устранены различные неисправ¬ности, а во 2-м гвардейском танковом Тацинском корпусе на 53 танках, прошедших по 120—150 км, произошло самопроиз¬вольное отвертывание гайки штока подвески опорных катков. Своевременное выявление этого серьезного дефекта и принятые меры по его устранению предупредили массовый выход танков из строя по техническим причинам.
Таковы были будни танкистов-ремонтников. Крупные меро-приятия и технические «мелочи» — все входило в их повседнев¬ную работу, от которой во многом зависела боеспособность бро-нетанковых и механизированных войск фронта в предстоявшем наступлении на земле многострадальной Белоруссии.
Нельзя не упомянуть и о таком важном факторе, как высо¬кая боевая выучка и хорошая техническая подготовка механи¬ков — водителей танков и самоходно-артиллерийских установок.
Роль этих воинов-кормчих в бою трудно переоценить. От их действий так же, как, например, от действий пилота, во многом зависел ход и исход боя. Чем опытнее механик-водитель, тем больше можно было рассчитывать на успех, чем лучше он подго-товлен в техническом отношении, тем больше живучесть машины. Вот почему мы особое внимание уделяли подготовке механиков-водителей, целью которой было приобретение ими практических навыков для проведения регулировочных работ на танках, их обслуживания и устранения мелких неисправностей с помощью возимого на танках ЗИПа, а также отработка всевозможных прие¬мов вождения танков в лесисто-болотистой местности и самовытаскивания их.
12.
Помощник командующего БТ и MB 11-й гвардейской армии по ремонту и эксплуатации бронетанковой техники подполковник М. В. Шевандо, вспоминая те дни, дни напряженной работы в войсках при подготовке к операции, рассказывал: район боевых действий танковых частей армии характерен резко пересеченной местностью, наличием болот, торфяников, отсутствием путей об¬хода, густой системой минных полей и противотанковой артил¬лерия, все это приходилось учитывать офицерам инженерно-тех¬нической службы армии, как нри подготовке материальной части, так и, особенно, экипажей танков. К началу боевых действий запас моторесурсов по танковому парку армии составлял 100— 150 моточасов, а 120-я танковая бригада и 63-й гвардейский тан¬ковый полк прорыва имели запас хода 70—80 моточасов. В пе¬риод подготовки частей к боевым действиям с личным составом танковых экипажей были проведены занятия по правилам экс-плуатации и обслуживания машин в полевых условиях, регули¬ровкам основных агрегатов и узлов машин, подготовка танка к бою и после боя, вождение машины в лесисто-болотистой мест¬ности и практическое применение самовытаскивания. На опера¬цию был разработан план технического обеспечения и доведен до каждой части.
Сделано было много, мы были уверены в том, что наш труд увенчается успехом. Вместе с тем нас беспокоило то, что ромонт-ных и особенно эвакуационных средств в фронте все же было недостаточно. Ведь нужно было обеспечить 1810 танков и САУ. Предполагалось, что на богушевском направлении будет участво¬вать в первом эшелоне 689 танков и самоходных установок, для них выделялась лишь одна эвакорота в составе 10 тихоходных тракторов марки ЧТЗ-6 и двух танковых тягачей Т-34.
Аналогичная картина была и на оршанском направлении. Выделенные фронту Ставкой ремонтные и эвакуационные час¬ти (125-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон, 343, 225 и 138-я подвижные ремонтные базы, 11-я эвакуационная рота и 75-й сборный пункт аварийных машин) к началу операции не прибыли. Это вызвало необходимость перераспределить имев¬шиеся во фронте ремонтные и эвакуационные части и подразде¬ления. В частности, 6-я подвижная ремонтная база, ранее входив¬шая в состав армейской ремонтно-эвакуационной группы, была передана в подчинение начальника оршанского ремонтного центра. Подготовительный период операции подходил к концу. В напряженной работе мы не замечали, как летели дни. И вот наступило время сверки часов. Приближалось начало атаки. Это была третья годовщина войны. Вспоминал я тяжелые бои 20-й армии Западного фронта и в частности кровопролитные сраже¬ния 5-го и 7-го механизированных корпусов в июле 1941 года. Да это и понятно, видимо каждый, кто находился теперь на этом направлении, помнит, где он тогда был и что делал. Было отрад¬но сознавать, как спустя три года поменялись мы ролями. Немцам
13.
вдесь приходилось туго, й это чувство становилось всеобщим и радостным.
С утра 22 июня была проведена разведка боем передовых батальонов. Действия этих батальонов были поддержаны танками, артиллерией и авиацией, им удалось в ходе боя на отдельных участках вклиниться в оборону врага на глубину 0,5—4,5 км и местами овладеть первой позицией главной полосы обороны про¬тивника. Особенно успешно действовали передовые батальоны на богушевском направлении. Захватив небольшие плацдармы на р. Суходровке, они в ночь перед наступлением навели переправы черев эту реку для танков, артиллерии и автотранспорта.
В ночь на 23 июня была проведена предварительная авиа¬ционная подготовка по выявленным опорным пунктам и артил¬лерии противника. А с утра 23 июня в воздух взвились сигналь¬ные ракеты, и наша артиллерия, минометы и гвардейские реак¬тивные установки открыли огонь. Почти трехчасовая артиллерий¬ская подготовка возвестила о начале наступления войск нашего фронта.
Я наблюдал артиллерийскую подготовку, находясь на команд¬ном пункте 120-й танковой бригады на оршанском направлении. Это было незабываемое зрелище. Тысячи орудий, минометов и реактивных установок обрушили на врага тонны смертоносного металла. Гром артиллерийских раскатов сливался в единый сплошной гул. В воздухе шли наши самолеты, участвовавшие в авиационной подготовке. Но вот ракеты прочертили утреннее небо. Пехота и танки, прижимаясь к мощному огневому валу нашей артиллерии, двинулись вперед, на штурм обороны немецко-фа¬шистских войск.
Весь передний край обороны противника был перепахан раз¬рывами снарядов и бомб в период артиллерийской и авиацион¬ной подготовки. Войска фронта, преодолевая сопротивление вра¬га, начали продвигаться вперед.
Наступление развивалось успешно, танковые и механизиро¬ванные соединения быстро продвигались в оперативной глубине обороны противника, но, разумеется, с каждым днем прибавля¬лось работы танкистам-ремонтникам.
Мы стремились как можно лучше организовать ремонт и вос-становление боевых машин. Ведь пополнение танковых полков и бригад шло главным образом за счет восстанавливаемых машин, новые танки почти не поступали. От быстроты ремонта броне¬танковой техники во многом зависела боеспособность наступав¬ших танковых частей и соединений. Восстанавливая подбитые танки, ремонтники трудились по 18—20 часов в сутки, стремясь как можно быстрее вернуть боевую машину в строй.
Здесь уместно заметить, что основная масса выведенных из строя танков и самоходно-артиллерийских установок, как прави¬ло, восстанавливалась в действующей армии, на фронтах а не в стационарных условиях на заводах. Вот некоторые обобщенные
14.
данные. В период Великой Отечественной войны непосредствен¬но на фронтах восстанавливалось более 90% всех танков, требо¬вавших ремонта, в том числе и текущего, до 95—98% — средне¬го и до 60—65% капитального ремонта. Стационарные ремонтные заводы к конду войны выполняли лишь 8% объема всех работ по ремонту танков, а заводы цромышленности — до 0,2%.
Удельный вес в выполнении общего объема работ по ремонту танков в минувшую войну составил: ремонтных подразделений танковых частей — 40—45%; ремонтных частей танковых соеди¬нений и армий — 20—30% и фронтовых ремонтных средств до 30—40%. Последними восстанавливалось до 30—40% танков, требовавших среднего ремонта.
Правильное использование эвакуационных и ремонтных средств с целью быстрейшего восстановления поврежденных ма¬шин, как было нами запланировано в ходе подготовки операции, обеспечивалось начальниками ремонтных центров, получавших через офицеров связи точные сведения о степени повреждении и местах нахождения вышедших из строя боевых машин. Это позволяло правильно сосредоточивать усилия ремонтно-эваку-ационных средств на более важных объектах.
В первую очередь восстанавливались машины, требовавшие текущего и легкого среднего ремонта. По мере продвижения войск бригадные сборные пункты аварийных машин перерастали во фронтовые, где ремонт танков обезличивался. Отремонтирован¬ные машины не возвращались в своп части, а по мере их на¬копления распоряжением командующего фронтом передавались на укомплектование танковых частей, понесших в боях наибольшие потерн.
Спустя несколько дней после начала наступления, когда тем¬пы продвижения наших войск резко возросли, организованная нами и хорошо действовавшая до этого система ремонта и эва¬куации уже не могла обеспечить выполнение стоявших перед нашей службой задач. Пункты технического наблюдения оторва¬лись от своих частей и практически утратили свое значение. Данные о количестве и местах нахожденпя вышедших из строя танков поступали с большим запаздыванием. Эвакуаторы и ре¬монтники вынуждены были разыскивать подбитые и застрявшие танки, теряя драгоценное время. Штабы бронетанковых и меха¬низированных войск армий быстро перемещались за наступаю¬щими войсками и также не могли снабжать нас необходимой информацией о потерях материальной части.
Руководство армейскими ремонтно-эвакуационными группами со стороны помощников командующих БТ и MB армий по ре¬монту и снабжению стало недостаточно оперативным, оно своди¬лось лишь к приказаниям о передислокации на новые места ре-монтно-эвакуационных средств с тем, чтобы они не отрывались от наступающих войск. На деле это приводило к тому, что эти средства больше передвигались, нежели работали.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:13

15.
Ремонтно-эвакуационные средства не успевали передвигаться вслед за наступающими войсками. Например, когда наши пере¬довые части находились в районе Борисова, 53-я эвакуационная рота была еще в районе Орши, а 69-я эвакуационная рота — в м. Черея. Конечно, при таком положении не могло быть и речи об их эффективном использовании армейским аппаратом.
Встал вопрос об изменении ранее принятой организации ре¬монта и эвакуации, так как основная часть танков, поврежден¬ных артиллерийским и другим огнем противника, могла остаться в глубоком тылу, а ремонтно-эвакуационные средства ремонтных центров были явно недостаточными для их ремонта и эвакуа¬ции. Было принято следующее решение: ремонтно-эвакуационные части вывести из армейского подчинения и подчинить их началь¬никам фронтовых ремонтных центров. На богушевском направ¬лении были переданы 15-я и 22-я подвижные ремонтные базы и 69-я эвакуационная рота и на оршанском — 53-я эвакуационная рота.
Таким образом, армейские ремонтно-эвакуационные группы были ликвидированы. Исключение пока составляла 11-я гвардей¬ская армия, у которой оставались в подчинении 26-я подвижная ремонтная база и 49-й сборный пункт аварийных машин, при¬бывшие во фронт вместе с армией.
С этого периода ремонт и эвакуация поврежденных танков и самоходных установок четко определялись по объему работ. Ре¬монтные подразделения танковых частей и соединений восста¬навливали танки продолжительностью до одних-двух суток, кор¬пусов и армий — от двух, иногда до пяти суток. Все машины, требовавшие продолжительного ремонта, оставались либо на месте выхода их из строя, либо, где это было возможно, сосредоточи¬вались по нескольку машин вместе с эвакуационными средствами войск.
В задачу ремонтных центров в этот период входило: сосредо¬точение ремонтного фонда танков для фронтовых ремонтных средств; эвакуацпя и отправка машин для ремонта на заводы промышленности; разборка боевых машин из числа безвозврат¬ных потерь.
Начальники ремонтных центров, каждый на своем направле¬нии, осуществляли непосредственное руководство ремонтными и эвакуационными частями, находившимися в их подчинении.
Эвакуация ремонтного фонда и очередность буксировки ма¬шин той ИЛИ ИНОЙ марки проводились исходя из необходимости планомерной загрузки ремонтных частей. Нередко в связи с этим эвакуация поврежденных машин осуществлялась на большие рас¬стояния, но это было вполне оправданно, так как при такой системе все ремонтные части своевременно получали ремонтный фонд.
В процессе раэборки списанных машин на запчасти в первую очередь снимались те детали и агрегаты, в которых в данный
16.
момент ощущался наиболее острый недостаток, а затем уже — все остальные, годные для дальнейшего использования.
В зависимости от обстановки по указанию начальника ре¬монтного центра использовались и средства подвоза. В этом со¬стояли в основном преимущества централизованного руководства ремонтом, эвакуацией и обеспечением необходимыми запасными частями и материалами из единого центра.
Запаздывание ремонтно-эвакуационных частей Ставки и все возраставшие боевые потери танков в ходе боев заставили нас внести в расстановку средств дополнительные коррективы, кото¬рые касались в первую очередь изменений в группировке ре¬монтно-эвакуационных средств.
К концу первого этапа операции, т. е. к 4 июля, границы и состав 3-го Белорусского фронта несколько изменились. Нам была передана из 2-го Белорусского фронта 33-я армия. Это обстоя¬тельство необходимо было учесть и ремонтникам в своей работе. На втором этапе операции войскам фронта предстояло завер¬шить ликвидацию окруженной восточнее Минска группировки противника, а главными силами не позднее 10—12 июля овладеть рубежом Вильнюс, Лида. В дальнейшем они должны были выйти на Неман и захватить плацдарм на его западном берегу. Вы¬полнить эти новые задачи при прежней группировке ремонтно-эвакуационных частей нельзя было. После проведения ряда орга¬низационных мероприятий к 3 июля 1944 г. ремонтно-эвакуационнные части нашего фронта располагались следующим образом.
Правое направление (бывшее богушевское): на ст. Крынки имелась летучка 105-го склада, демонтажный отряд и филиал 47-го сборного пункта аварийных машин; в Богушевске — 15-я подвижная ремонтная база, две бригады 22-й подвижной ремонт¬ной базы, 256-й эвакоотряд, отделение 47-го сборного пункта аварийных машин; в районе м. Черея — штаб ремонтного центра, 22-я подвижная ремонтная база, бригада 15-й подвижной ремонт¬ной базы, 69-я эвакорота, 47-й сборный пункт аварийных машин.
Левое направление (бывшее оршанское): на ст. Красное — летучка 105-го склада; в районе ст. Осиновка — штаб ремцентра, 22-й армейский Краснознаменный ремонтно-восстановительный батальон, 6-я подвижная ремонтная база, 68-я эвакорота, 69-й сборный пункт аварийных машин, 257-й эвакоотряд и демонтаж¬ный отряд.
Такая расстановка средств была произведена исходя из нали¬чия ремонтно-эвакуационного фонда.
4 июля в наше распоряжение прибыла 343-я подвижная ре¬монтная база, которой командовал инженер-майор А. А. Сирот-кин. Это был опытный инженер, работавший ранее начальником цеха по капитальному ремонту танковых моторов. Как хороший организатор ремонтного дела был выдвинут на самостоятельную работу, с которой успешно справлялся. Эту базу мы также рас¬положили на ст. Осиновка.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:18

17.
5 июля из района ст. Красное на ст. Крупки передислоциро¬вался 55-й сборный пункт аварийных машин, туда же вскоре
прибыла и 53-я эвакорота и прибывший из резерва Ставки Вер-ховного Главнокомандования 125-й отдельный ремонтно-восстаио-внтельнын батальон майора Добровольского. 8 июля в этот район передислоцировался также штаб ремонтного центра. Здесь же была
организована новая летучка 105-го склада.
55-й сборный пункт аварийных машин организовал филиалы на станциях Коханово, Бобр и Прпямино. На них уже были сосредоточены выбывшие из строя танки. В основном это было сделано 53-й эвакоротой, но и сами части стянули сюда некото¬рое количество подбитых танков.
Утром 9 июля я прибыл в ремонтный центр Бессонова на ст. Осиновка в 125-й Краснознаменный ремонтно-восстановитель¬ный батальон, который прибыл к нам из состава 4-го Украинско¬го фронта.
Батальон был хорошо укомплектован подвижными ремонтны¬ми и грузоподъемными средствами. Личного состава в батальоне было 189 человек, из них 23 офицера. 139 человек уже были награждены орденами и медалями за свою прошлую успешную ра¬боту. Одним словом, батальон представился хорошо сколоченным ремонтным организмом, имевшим большую практику по ремонту танков в боевой обстановке.
Итак, с начала второго этапа операции работа была органи¬зована по оси движения наступавших войск фронта.
Войска двигались все дальше на запад, оставляя у себя в тылу маленькие и большие группы противника. Одни из них разбредались по лесам с целью прорваться к своим, другие, по¬теряв эту надежду, выходили из лесов на дорогу и сдавались в плен. Но были и такие группы противника, которые шли с танками и артиллерией, нападали на тыловые части и гарни¬зоны.
Иными словами, обстановка продолжала оставаться сложной. Неровен час, можно было подвергнуться ударам этих вражеских групп. В ряде мест в тылу в это время было опаснее, нежели в боевых порядках войск. Нередко жертвами таких нападений немцев в тылу становились офицеры и рядовые ремонт но-эвакуа-ционных частей. Особенно это часто случалось там, где ремонти-ровались одиночные танки непосредственно на местах, где они были подбиты.
Быстрое продвижение войск привело к большому отрыву ре-монтных и эвакуационных частей армейского и фронтового подчи-нения от переднего края, порой доходившему до 200—400 км. Установленный порядок связи нередко нарушался. Начальники ремонтных центров часто не знали, где находится штаб фронта и не могли поэтому регулярно являться для доклада о ходе ре¬монта и эвакуации к помощнику командующего БТ и MB фронта инженер-полковнику Зиновьеву.
18.
Нужны были надежные средства связи. При помощи члена Военного совета фронта И. С. Хохлова нам был выделен самолет По-2.
Теперь я, как начальник ремонтно-эвакуанионного отдела БТ и MB фронта, получил возможность более оперативно руководить ремонтными центрами и ремонтными подразделениями войск. «Кукурузник» позволил экономить время, а это имело очень боль¬шое значение в обстановке столь большой разбросанности ремонт¬ных и эвакуационных средств в полосе действий фронта. Теперь мы знали, что где делается, и более четко в связи с этим пред¬ставляли весь объем работ. Правда, ежедневные полеты на По-2 не были столь безобидным занятием, как это кажется на первый взгляд. Нередко в воздухе появлялись вражеские истребители, но наш молодой летчик был мастером своего дела, он умело пользовался преимуществом низкого полета и, искусно маневри¬руя, уходил от преследования.
Ежедневные доклады И. С. Хохлову о состоянии бронетанковой техники и ходе ее ремонта стали регулярньши.
Обычно я возвращался из войск в штаб БТ и MB фронта к 21 часу. К этому времени поступали донесения от частей и армий о состоянии бронетанковой техники за истекшие сутки. К 24 ча¬сам или около этого данные обрабатывались и докладывались инженер-полковнику Н. М. Зиновьеву и командующему БТ и MB генералу А. Г. Родину. Затем примерно в час ночи данные до¬кладывались члену Военного совета фронта И. С. Хохлову. До¬клады часто затягивались. Иван Сергеевич, как всегда, вникал во все детали хода работы. Особенно тщательно рассматривался план ремонта, который составлялся на десять дней для каждой ремонтной части с указанием номера ремонтируемой машины. Здесь же делались первые прикидки, куда, кому и сколько по¬давать отремонтированных танков и самоходных установок.
Окончательное решение о распределении готовых танков по частям принимал лично командующий фронтом И. Д. Черняхов¬ский, на докладе у которого и я бывал не раз. Тот, кто встре¬чался с Иваном Даниловичем, не может не испытывать к нему большого уважения за его светлый ум и волю. Не было человека на 3-м Белорусском фронте, который пользовался бы столь боль¬шой любовью, как Иван Данилович.
Отремонтированные танки в целях экономии моторесурсов от-правлялись в назначенные районы на специальных прицепах, бук-сируемых мощными автотягачами. Нередко эти танки с ходу всту¬пали в бой. Так было и в бою за Вильно, когда доставленные сюда 32 танка ИС сразу вступили в бой, что помогло успешно завершить сражение за город.
Пополнение бронетанковых войск фронта отремонтированны¬ми танками н самоходно-артиллерийскими установками играло первостепенную роль для боеспособности танковых частей и со-единений, так как, как уже упоминалось, в ходе операции фронт
19.
новой материальной части из резерва Ставки Верховного Главно-командования не получал.
Командующий фронтом все время требовал усилить свежими силами то или иное направление, и, как всегда, резервом для этих целей были отремонтированные танки. Это был постоянный и неиссякаемый резерв фронта.
Генерал И. Д. Черняховский всегда с большой заботой отно¬сился к танкистам-ремонтникам, высоко ценил их труд, многих отметил он орденами и медалями. С ним легко было решать все наши вопросы, так как, будучи танкистом, он прекрасно понимал нужды этой службы и ее значение для успешного исхода операции.
Вспоминая тяжелые оборонительные бои под Воронежем в 1942 г., в бытность его командиром корпуса, И. Д. Черняховский писал, что к концу дня изнурительного боя не оставалось ни одного неповрежденного танка. Казалось, назавтра корпус будет небоеспособен. Но за ночь ремонтники буквально из-под носа про-тивника вытаскивали из нейтральной полосы подбитые танки, чудом восстанавливали их, и к утру части снова были готовы к бою.
Так и в Белорусской операции ремонтникам приходилось проделывать огромную работу, разница лишь в том, что подби¬тые танки оставались на нашей территории и их не нужно было вытаскивать из-под носа противника.
Для того чтобы впечатление от организации и осуществ¬ления ремонта танков и самоходно-артиллерийских установок было более полным, я в кратких чертах опишу работу ремонт¬ной точки, организованной на ст. Осиновка и входившей в состав оршанского ремонтного центра.
Железнодорожная станция Осиновка расположена в непосред-ственной близости от шоссейной магистрали Москва — Минск на бывшей оси движения южной группировки войск фронта. До на¬чала наступления наших войск она находилась в глубине вра¬жеской обороны примерно в 16 км от переднего края гитлеров¬цев. В ходе прорыва обороны противника с 23 по 26 июня 1944 г. в районе ст. Осиновка (в радиусе 15—20 км от нее) было под¬бито и вышло по другим причинам из строя до 70 наших танков и самоходно-артиллерийских установок. Кроме того, в этом же районе находилось 40 танков, потерянных в осенне-зимних боях. Машины требовали среднего и капитального ремонта и подлежа¬ли эвакуации. После тщательного осмотра было определено, что 61 танк может быть отремонтирован нашими средствами, 8 ма¬шин подлежали разборке на запчасти и 41 машина — отправке на заводы промышленности.
27 июня на ст. Осиновка мы направили 69-й сборный пункт аварийных машин, которым командовал капитан И. А. Жупин-ский, 68-ю эвакороту под командованием капитана Кирпикова, 257-й эвакоотряд для эвакуации тяжелозастрявших танков, во главе которого стоял опытный командир капитан И. М. Корчагин,
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:26

20.
6-ю подвижную ремонтную базу, командир базы майор Пушкин, и отряд по разборке танков безвозвратных потерь. С этого дня началась плановая эвакуация боевой техники на площадку, орга¬низованную 69-м сборным пунктом аварийных машин.
В результате работы эвакуаторов 6-я подвижная ремонтная база уже 29 июня была загружена работой на 12—15 дней. Но не только эта база, кстати сказать, одна из наиболее сплоченных и старейших на нашем фронте, начала ремонт танков. Здесь же, на ст. Осиповна, приступила к работе 343-я ремонтная подвижная база и 22-й армейский Краснознаменный ремонтно-восстанови-тельный батальон.
С 28 июня по 15 июля этими ремонтными частями, в которых в общей сложности насчитывалось 25 монтажных бригад, был отремонтирован 61 танк, причем 38 танков прошли капитальный ремонт и 23 — средний.
Если учесть, что капитальный ремонт составлял 60% от обще¬го количества отремонтированных машин, то средняя выработка одной монтажной бригады за 13 дней работы равнялась 4,5 сред¬ним ремонтам танков Т-34. Эта цифра свидетельствует об исклю¬чительно высокой производительности труда монтажников, хоро¬шей организации работы, уплотнении рабочего дня и хорошем материально-техническом обеспечении. Что касается последнего, то следует заметить, что первой предпосылкой к увеличению про¬изводственной деятельности монтажников является достаточное обеспечение бригад ремонтным фондом.
В данном случае каждая ремонтная бригада была в среднем обеспечена 2—3 машинами ремонтного фонда. Это явилось важ-нейшим фактором, определившим успешную работу ремонтных частей, исключало простои бригады из-за недостачи запчастей и агрегатов, поступавших в плановом порядке.
Если ремонт танков производился в отрыве от базы, например, ремонт одиночной машины на том месте, где она была выведена из строя, то трудности всегда заключались в проведении спецра¬бот, таких, как сварочные работы, ремонт вооружения и радио-оборудования, слесарно-механические работы, так как потребность в этих работах возникала в ходе ремонта почти одновременно во всех монтажных бригадах. Удовлетворить эту потребность силами одной ремонтной части в короткие сроки было невозможно. В та¬ких случаях ремонт вооружения производили бригады, высылае¬мые артиллерийским управлением фронта, а радиоремлетучки, присланные из Главного управления ремонта танков Красной Армии, занимались ремонтом радиооборудования.
Подобное кооперирование специальных работ и грузоподъем¬ных средств способствовало успешной организации ремонта, мак¬симально приближая его к поточному методу. Так, в 22-м армей¬ском Краснознаменном ремонтно-восстановительном батальоне в течение первого дня были подготовлены к снятию коробки пере¬дач и двигатели на всех ремонтируемых машинах. На следующий
21.
день на площадке батальона работали три крана, причём два крана испольаовались для постановки танков на козлы. В течение первых трех дней работы все машины были демонтированы и вывешены, что дало возможность сократить время на ремонт хо¬довой части более чем в три раза. Особой организованностью и старанием в работе отличался личный состав ремонтной роты, командиром которой был капитан Г. И. Плакатин — ветеран ба¬тальона, искусный ремонтник-рационализатор и хороший коман¬дир организатор. Дальнейшие ремонтные работы проводились в порядке очередности.
Надо отметить хорошую организаторскую работу командира этого батальона майора Пучнина, волевого, требовательного к себе и подчиненным командира, умевшего будить инициативу у личного состава и мобилизовать его на успешное выполнение задач, которые батальон всегда успешно выполнял.
Имевшийся в распоряжении начальника ремонтного центра отряд по разборке танков безвозвратных потерь добавлял ремонт¬ным частям снятые с разобранных машин детали и агрегаты. В этом было одно из больших преимуществ комплексной работы ремонтных и эвакуационных частей.
Ремонт и эвакуация на осиновском ремонтном кусте были закончены к 15 июля, на ст. Крупки — к 23 июля. К этому времени были подготовлены новые ремонтные точки в Борисове и Минске. Штаб ремцентра переместился в Борисов.
Снабжение запасными частями и агрегатами теперь непосред¬ственно осуществлялось со 105-го склада фронта, переехавшего из Смоленска в Минск. Одновременно действовала и летучка склада на ст. Крупки, обслуживавшая правое и левое направ¬ления.
К концу ликвидации 100-тысячной группировки немцев за¬паднее Минска во 2-м гвардейском Тацинском танковом корпусе создалась сложная обстановка с ремонтом танков. Инженер-пол¬ковник Иван Михайлович Шапкин, заместитель командира кор¬пуса по технической части, стал подавать тревожные сигналы о бедственном положении с ремонтом танков. Шапкина я знал хо¬рошо по совместной работе в управлении командующего БТ и MB фронта. Это был энергичный, волевой и хорошо знающий нашу службу офицер, одним словом, это был не новичок на фронте.
Из общей обстановки действий войск на фронте мне было известно, что в результате стремительных и решительных боевых действий, танковый корпус понес до 40 процентов потерь в тан¬ках. Необходимо было выехать на место и уточнить техническую обстановку с целью оказания помощи. Шапкина нашел в 158-й подвижной ремонтной базе корпуса, где он строго выговаривал ремонтникам, которые и без того работали с большим напряже¬нием.
— Что случилось, Иван Михайлович? — обратился я к Шап-
кину.
22.
— Во-первых, здравствуй, Александр Ульянович,— ответил он,— а что касается случившегося — сейчас разберемся.
В корпусе, действительно, порядком собралось ремонтного фонда и для его восстановления не хватало корпусных средств. Дело усугублялось еще и тем, что ремонтные подразделения тан¬ковых бригад необходимо было отрывать от ремонта для оказания помощи экипажам в обслуживании сильно изношенных танков. Становилось очевидным, что необходимо усилить ремонтные сред¬ства корпуса за счет фронта. Было принято решение придать 138-ю подвижную ремонтную базу, прибывшую из Ставки, во фронт. Иван Михайлович полностью был удовлетворен. Тепло и сердечно простившись с И. М. Шапкиным, я уехал на богушев ское направление.
К 1 августа все танки и самоходно-артиллерийские установки, вышедшие в ходе боев из строя и находившиеся в полосе дейст¬вий войск фронта на всем пространстве от бывшего переднего края противника и до Березины, были эвакуированы, отремонти¬рованы и частично разобраны на запчасти.
В дальнейшем система организации ремонта и эвакуации тан¬ков была перестроена с таким расчетом, чтобы охватить ремон¬том и эвакуацией весь район от Борисова до Каунаса по всей глубине. С этой целью оршанское и богушевское направления были объединены в одно. Танковые части теперь действовали на сравнительно узком участке фронта и необходимость в двух па¬раллельно действовавших ремонтных центрах отпала.
В распоряжение фронта из резерва Ставки ВГК прибыли но¬вые ремонтно-эвакуационные части: четыре подвижные ремонт¬ные базы, отдельный ремонтно-восстановительный батальон, три эвакороты и сборный пункт аварийных машин.
Встал вопрос о работе двух ремонтных центров на одном направлении, но в двух эшелонах. Это решение вызывалось об-становкой и значительно увеличившимся количеством ремонтно-эвакуационных средств, управление которыми теперь с единого центра было бы громоздким.
Районы действия ремонтных центров были распределены сле-дующим образом. Тыловой ремонтный центр охватывал простран¬ство от Борисова до Вильно, включая города Богданув, Радо-шкавичи, Кобыльник, Вилейки, Лида, Гродно. Головной ремонт¬ный центр — от Вильно до передней линии, включая города Жосли, Ионава, Кедайны, Каунас, Мариамполь.
Наличие во фронте к этому времени пяти эвакорот и двух эвакоотрядов позволило ремонтным частям фронта работать ис-ключительно на сосредоточенном ремонтном фонде. Каждая ре¬монтная часть работала в основном на одной-двух точках, лишь иногда ремонтные бригады выезжали к танкам, находившимся на большом удалении, когда считалось нецелесообразным посылать эвакуационные тракторы, техническое состояние которых к этому времени было на пределе.
23.
Особенно хочется отметить напряженную и плодотворную ра¬боту эвакуационных частей, которые на своих тихоходных трак¬торах бороздили поле боя и собирали поврежденные танки и самоходные установки. Так, 68-я эвакорота под командованием капитана Сарычева эвакуировала 321 машину, из них командиром 2-го тракторного взвода лейтенантом С. М. Лукашевым вывезена 151 машина. Тракторист этого взвода рядовой А. С. Шестопалов эвакуировал 49 машин.
69-я эвакорота, которой командовал майор И. Е. Карпиков, эвакуировала 402 танка и самоходно-артиллерийские установки.
75-я эвакорота, командир роты капитан Степура, эвакуировала 211 танков и 225 автомашин. Особенно хорошо работали в этой роте старший сержант А. С. Мелешенко, эвакуировавший 35 тан¬ков, из них 8 из-под огня противника, а также сержант А. Ф. Омельченко и красноармеец В. А. Покачура.
257-й отряд, специализировавшийся на эвакуации тяжелозаст-рявших танков, во главе с капитаном И. М. Корчагиным выта¬щил более 80 тяжелозастрявших танков и самоходно-артилле-рийских установок, в том числе 25 полностью затонувших.
1-я эвакорота под командованием старшего лейтенанта Р. Е. Половко эвакуировала 354 боевые машины. Трактористы первого класса этой роты рядовой И. А. Беззубко вывел 60 танков, рядовой И. Д. Пузенко — 52 танка, рядовой В. И. Зеленский — 55 танков.
75-й сборный пункт аварийных машин под командованием капитана Айвазовского принял от частей и соединений 978 тан¬ков и самоходно-артиллерийских установок, из них 710 отгрузил на заводы промышленности.
69-й сборный пункт аварийных машин капитана Жупинского принял от частей 538 танков, из них отгрузил на заводы про¬мышленности 246 3.
Общая схема организации ремонта и эвакуации на послед¬нем этапе операции оставалась без изменения. Как и прежде, вперед выдвигались эвакосредства, сосредоточивавшие в опреде¬ленных местах вышедшие из строя боевые машины, затем при¬бывали ремонтные части и приступали к их ремонту.
В течение августа и до 15 сентября шла передислокация ремонтно-эвакуационных частей с целью максимального их при-ближения к войскам. Основными районами сосредоточения ре-монтно-эвакуационных частей являлись станции Мариамполь и Кальвария.
В заключение хотелось бы вкратце остановиться на некоторых наиболее важных, на наш взгляд, и поучительных сторонах орга¬низации ремонтно-эвакуационной службы 3-го Белорусского фрон¬та в операции по освобождению Белоруссии.

« Архив МО СССР, ф. 241, оп. 2658, д. 63, лл. 11, 43, 56, 114, 173, 201, 202.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:29

24.
Большая и кропотливая работа, проделанная танко-техниче-ской службой фронта в подготовительный период операции, по¬зволила максимально использовать производственную мощность ремонтных и эвакуационных средств на всем протяжении опера¬ции, В период операции было отремонтировано много танков и самоходно-артиллерийских установок.
Более 50% отремонтированных и эвакуированных танков при¬ходится на ремонтные подразделения войск — танковых полков, бригад и корпусов. Условия их работы в ряде случаев были более сложными, чем в ремонтных и эвакуационных средствах фронта, хотя бы потому, что они работали непосредственно в зоне боевых действий, часто на месте выхода машин из строя или в ближайшем укрытии, порой без достаточного обеспечения необходимыми запасными частями и материалами. Это был наш первый эшелон по восстановлению танков на полях сражений.
Благодаря четкой и напряженной работе всех звеньев ремонт-но-эксплуатационных средств фронта к 2 сентября 1944 г. во фронте была полностью закончена эвакуация подбитых танков и самоходно-артиллерийских установок на всем протяжении от Ви¬тебска и Орши до границ Восточной Пруссии 4.
Успех работы по восстановлению боевой техники зависел в первую очередь от материально-технического обеспечения. Как уже упоминалось, в середине июля из центральных довольствую¬щих органов начали прибывать железнодорожные эшелоны с аг¬регатами, запасными частями и материалами, предназначенными для ремонтных частей фронта.
Кроме того, по срочному запросу Военного совета фронта Главное управление ремонта танков Красной Армии направляло нам автотранспортом и самолетами наиболее дефицитные агре¬гаты и детали, чем оказало существенную помощь нашим ремонт¬ным частям в своевременном ремонте танков. Так, 15 июля в Смоленск транспортным самолетом было доставлено 10 двигате¬лей для тяжелых танков. Это обеспечило быстрый ремонт нахо¬дившихся на ремонтной базе в Крупках тяжелых танков 14-го танкового полка. Получив эти машины, полк смог принять участие в боях за Каунас.
Особенно большая помощь была оказана фронту в августе 1944 г. Поступавшие в это время в ремонт танки требовали пол¬ной замены всех деталей и агрегатов ходовой части и трансмис¬сии (траки, пальцы, опорные катки, ведущие колеса, ленивцы, бортовые передачи, главные фрикционы, коробки передач и др.). Снятые с танков безвозвратных потерь агрегаты и детали также требовали ремонта и поэтому не могли быть использованы для ремонтируемых танков и самоходно-артиллерийских установок. Доставленные самолетами в Вильно и Ландворово детали и агре-

4 Архив МО СССР, ф. 241, оп. 2658, д. 458, л. 49.
25.
гаты ходовой части и трансмиссии во многом помогли нам отре¬монтировать танки.
Всего за период наступления войск фронта в Белоруссии цент¬ральными довольствующими органами для фронта было направле¬но с запчастями, агрегатами и материалами: 87 железнодорож¬ных вагонов, 138 грузовых автомобилей и 31 транспортный само¬лет. С 22 июня по 15 сентября 1944 г. было получено из цент¬ральных складов: двигателей 406, коробок передач 110, главных фрикционов 25, бортовых передач 137, опорных катков 763, тра¬ков 10139, пальцев 18 542, приборов и других агрегатов 1243.
Большую роль в обеспечении ремонта и доставки на передний край отремонтированных машин сыграли выделенные фронту две роты автотягачей.
Как уже было сказано, максимально использовались и внут¬ренние возможности фронта. Вот некоторые цифры. 118-й подвиж¬ный танко-агрегатный ремонтный завод с 23 июня по 15 сентяб¬ря 1944 г. отремонтировал 676 агрегатов, в том числе 380 мото¬ров, 127 коробок передач, 151 главных и бортовых фрикционов, 18 главных передач.
Большую помощь ремонтным частям оказали отряды по демон¬тажу танков безвозвратных потерь. По данным демонтажных от¬рядов фронта, в Белорусской операции процент годных деталей, снятых с танков безвозвратных потерь и могущих быть постав¬ленными на ремонтируемые танки без предварительного их ре¬монта, составлял: двигатели 25, коробки передач 80, бортовые фрикционы 70, главные фрикционы 26, бортовые передачи 98, ходовая часть 23, опорные катки 13, ленивцы 60, гусеницы 50.
Чтобы более полно представить весь комплекс напряженной работы инженерно-технического состава бронетанковых войск ле¬том 1944 г., необходимо хотя бы в самых общих чертах кос¬нуться вопросов обслуживания боевой материальной части, так как здесь закладывались основы надежной ее работы, исключав¬шие преждевременный выход машин из строя по техническим причинам. При стремительном продвижении войск фронта, в усло¬виях высокой температуры и сильной запыленности воздуха, ме¬ханизмы танков, особенно их ходовая часть и двигатели, испыты¬вали большую нагрузку и нуждались в частом техническом об¬служивании. Пыль для танкистов стала самым опасным врагом, страдали люди и машины. Непрерывное выполнение боевых за¬дач, преследование и уничтожение противника почти исключали возможность плановых технических осмотров материальной части в установленные сроки и в полном объеме.
В этих условиях офицерами технической службы организо¬вывалось профилактическо-техЕничеокое обслуживание танков, хотя и в минимально необходимом объеме. В ходе операции основным видом технического обслуживания танков и самоходно-артиллерийских установок являлись ежедневное обслуживание и конт¬рольные осмотры.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск

Re: ...И ВНОВЬ ОЖИВАЮТ СТАЛЬНЫЕ СЕРДЦА

Сообщение Мікалаевіч » 27 окт 2010, 12:31

26.
Ежедневное обслуживание осуществлялось во время сосредото¬чения танков в районах сбора и на больших привалах длитель¬ностью до 3—4 часов* Помимо заправки танков горючим и маслом, очищались воздухоочистители и устранялись мелкие не¬исправности.
Контрольные осмотры проводились экипажами танков под на-блюдением и руководством заместителей командиров рот и бата¬рей по технической части на малых привалах.
Для оказания помощи экипажам в регулировке механизмов и устранении технических неисправностей в отдельных случаях при¬влекались ремонтные средства частей.
Более полное техническое обслуживание танков и самоход¬ных установок в объеме технических осмотров № 1 и 2 прово¬дилось в редких случаях.
Как частный случай, для технического осмотра и обслужива¬ния материальной части использовались задержки у переправ через водные рубежи. Например, части бронетанковых войск 31-й армии для технического обслуживания материальной части ис¬пользовали время в ожидании переправы через Березину.
Значительное количество танков и самоходных установок за весь период операции ни разу не подвергалось техническому ос¬мотру и обслуживанию в полном объеме, так как из-за высоких темпов продвижения времени для этих работ не оставалось.
Техническое обслуживание бронетанковой техники затрудня¬лось не только недостатком времени, но и отсутствием необхо¬димых вапасных частей, особенно траков и пальцев траков гу¬сениц, а также перебоями в обеспечении горюче-смазочными ма¬териалами. В ряде частей и соединений масло в системе двига¬телей в течение месяца не менялось ни разу.
Заслуживает внимания опыт организации технического обес¬печения боя в 253-м инженерно-танковом полку. Для действия по прорыву обороны противника на витебском направлении полк был придан по-ротно танковым соединениям. В целях лучшего обеспечения каждой танковой роты из средств роты обеспечения полка были выделены три отделения технического обслуживания. В состав каждого отделения вошли танкоремонтная мастерская типа «А», три автомашины с боеприпасами и маслом и автоци¬стерна с дизельным топливом. Для этого силами полка были до¬полнительно оборудованы на транспортных автомашинах две ав¬тоцистерны, танкоремонтная мастерская, в качестве третьей танко-ремонтнои мастерской была использована артиллерийская летучка. Специалистов по ремонту артиллерийского вооружения распределили по всем летучкам. Начальниками отделения техни¬ческого обслуживания были назначены техник по ремонту артил¬лерийского вооружения и командиры отделений ремонтного взво¬да. Общее руководство ремонтом, эвакуацией и снабжением осу¬ществлял заместитель командира полка по технической части, имевший в своем распоряжении электросварочный агрегат, кран-
27.
стрелу на шасси студебеккера, машину с запасными частями и запасом горюче-смазочных материалов. Связь с ротами осущест¬влялась по радио и подвижными средствами связи.
Боевая материальная часть на протяжении всего периода опе¬рации работала с большим напряжением. Танковые части и соеди¬нения прошли с боями и обходными маневрами от 900 до 1300 км, что составляло в среднем от 30 до 50 км в сутки.
Выдержать такую нагрузку танки смогли лишь в результате огромной и напряженной работы почти шеститысячной армии ремонтников и эвакуаторов, обеспечивших ремонт, восстановле¬ние и максимальную живучесть всей бронетанковой техники фронта.
Наш ремонтно-эвакуационный отдел представлял собой хоро¬ший, работоспособный коллектив. Все офицеры отдела трудились с необыкновенной настойчивостью и глубоким пониманием вы¬полняемых ими работ. Неиссякаемыми были их физические и моральные силы. Каждый из нас четко выполнял свои задачи и готов был исчерпывающе доложить техническую обстановку за свой участок. Работать мне с ними было легко и хорошо. Это прежде всего товарищи В. Бессонов, С. Шанин, В. Овчинников, К. Балашев, С. Южаков, Л. Николаев, Субботеяко и другие. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной в годы вели¬ких испытаний войны с немецко-фашистскими захватчиками.
Белорусская операция явилась большой школой для инже-нерно-технической службы и ремонтно-эвакуационных средств на¬шего фронта. Они успешно справились с возложенной на них задачей.
С уважением, Игорь.
Аватара пользователя
Мікалаевіч
Ветеран
 
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 20 сен 2008, 11:35
Откуда: Минск


Вернуться в Прочие войска (тыл, центральное подчинение)

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1