Страница 1 из 1

Зенитная артиллерия на Ж.Д. ходу

СообщениеДобавлено: 17 июл 2016, 22:04
Михаил Л.
Добрый вечер, коллеги!
Продолжу закрытую в другой ветке форума тему "Зенитная артиллерия на Ж.Д. ходу" о подразделениях зенитной артиллерии на железнодорожных платформах.
Нашёл интересную информацию относительно 477 озад на ж/д установке, позволяющую ответить на ряд задававшихся в теме вопросов.
Во-первых - штат дивизиона назывался так:
50/33 - Отдельный зенитный артиллерийский дивизион на жел. дор. установке (мирного времени)/050/33 - Отдельная зенитная батарея на жел. дор. установке (военного времени).
Структура дивизиона - командование, взвод управления, пять батарей 4-х орудийного состава, отделение тяги.
Структура батареи - управление, взвод управления, два огневых взвода, подразделения обслуживания.
Директивой ЗНГШ КА г-л Соколовского от 29.04.1941 г. № орг/522781 – НШ ОРВО предписывалось исключить из состава штатов:
мирного времени - 6 чел., мотовоз – 6, вагон для личного состава – 10, вагон-кухня – 5, паровоз – 5.
военного времени - 8 чел., автодрезина – 1, паровоз – 1.
На 22.06.1941 г. дивизион входил в состав частей ПВО РГК Орловского военного округа, о чём, почему-то, не отмечено ни в "Боевом составе Советской Армии. Часть 1", ни в «1941 год. Уроки и выводы».
Кстати, количество зенитных орудий по ОрВО в последней книге на стр. 209 не совпадает с количеством орудий, указанным в справочнике "Боевой и численный состав Вооружённых Сил СССР в период Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.). Статистический сборник № 1" на стр. 100. Число зенитных орудий в ОрВО на 22.06.1941 г. в вышеуказанных изданиях, на мой взгляд, значительно занижено.
Во-вторых, по плану МП-41 с началом мобилизации 477 озад ПВО РГК подлежал расформированию, и на его базе формировались пять отдельных зенитных батарей 4-х орудийного состава, что также не отражено в "Боевом составе Советской Армии. Часть 1".
Далее, видимо, происходило следующее - первые две отмобилизованные батареи ушли в сторону Белоруссии, где и стали тем самым зенитным бронепоездом, который вёл бой у станции Свислочь в конце июня 1941 г.
Судя по многочисленным немецким фото, количество орудий на платформах совпадает с числом орудий в двух батареях, т.е. - 8. Несмотря на участие в боевых действиях, эти батареи не числятся в составе Действующей армии (со всеми вытекающими для погибших и уцелевших в войне военнослужащих этих батарей и членов их семей вопросами)?!
В "Перечне № 31" на стр. 342 в составе Действующей армии упомянуты только три ж/д зенитные батареи, кстати, и воевавшие в начале войны на направлении юго-запад-запад:
40-я Брянского фронта (08.09.1941-18.05.1942), переформированная 18.05.1942 в 134 обепо.
41-я 28, 43 армий, Западного фронта (15.07.1941-01.05.1942), переформированная 01.05.1942 в 41 озенбепо.
43-я Брянского, Юго-Западного фронтов (05.09.1941-03.05.1942), переформированная 03.05.1942 в 133 обепо ПВО.
В данном перечне не упомянута 38-я батарея (штат № 050/33), на 01.12.1941 входящая в состав 21 А ЮЗФ (ЦАМО, ф. 251, оп. 646, д. 85, л. 31).
Судя по имеющимся номерам батарей недостающими являются №№ 39 и 42.
И крайнее - для окончательного разрешения вопросов по отмобилизованным в ОрВО железно-дорожным зенитным батареям, необходимо:
- доступ к документам ЦАМО июня 1941 года Орловского военного округа,
- поиск по базам пленных, погибших и пропавших без вести военнослужащих по установленным номерам батарей.

Всё, что могу. Спасибо за подбитые танки...