Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Найденные самолёты, установленные экипажи, розыск спустя десятилетия, непридуманные истории.

Модератор: Модераторы

Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение начкар » 20 янв 2018, 14:38

По просьбе поисковика из Пятигорска Геннадия Полубедова. Возможно, у кого-нибудь будут версии...

Письмо_1.JPG


Письмо_2.JPG
С уважением, Сергей.
начкар
Ветеран
 
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 12:26

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение линнет » 20 янв 2018, 19:28

Пятигорск оккупирован с августа 1942 по 11 января 1943. 4 ВА. АДД снабжение войск боеприпасами и продовольствием.
линнет
Завсегдатай
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 20:05

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение начкар » 20 янв 2018, 23:49

1 мая 2017 года был установлен новый памятник.
http://kprf5gorsk.ru/2017/05/02/1мая-в-13-часов-в-поселке-нижнеподкумско/
С уважением, Сергей.
начкар
Ветеран
 
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 12:26

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение начкар » 21 янв 2018, 01:51

Как предположение. 366-й одрап 219 бад. Пе-2. Блохин,Ткаченко, Ажигин. Нижнеподкумский в районе разведзадания.

https://www.obd-memorial.ru/memorial/fu ... 000013.jpg
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fu ... 000014.jpg

image_141.jpg


Увы, расхождения со свидетельскими показаниями насчет соцданных...
С уважением, Сергей.
начкар
Ветеран
 
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 12:26

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Леконцев » 21 янв 2018, 04:11

Здравствуйте!
Воспоминания за долгие прошедшие годы могли и изменяться, обрастать какими-то новыми подробностями (вот и в приведенной ссылке по захоронению говорится об этом).
Летчики, как следует из письма находились порознь у двух женщин. Один из них не приходил в сознание, поэтому имя его неизвестно (так в письме). И в то же время сохранились воспоминания откуда они оба родом. Получается, что о втором летчике рассказывал первый?
Ткаченко Федор Яковлевич, род. Киевская обл.
Леконцев
Ветеран
 
Сообщения: 789
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 09:11

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Сергей Порошин » 21 янв 2018, 22:52

всем добрый вечер. с района Пятигорск не вернулся с задания самолёт а-20 (бостон)859 бап 6 11 42 г.пилот ГОВОРОВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ штурман КОЛОМИЕЦ АЛЕКСАНДР КОНДРАТЬЕВИЧ стрелок-радист СТЕФАНЕНКО ИВАН СЕМЁНОВИЧ. воздушный стрелок ОЗЕРНЫХ ИВАН СТЕПАНОВИЧ вернулся в полк в начале января 43 г. и доложил что их сбили в районе г. Пятигорска.
Сергей Порошин
Старожил
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 15:12
Skype: sitigorgaz56

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение михаил п. » 24 янв 2018, 23:18

.....бостон от 6.11.42 в заявках немцев подбит сев. вост. Нижнеподкумский значительно больше 50 км ....

а вот заявка за 29.11.42. ... то что надо

29.11.42.
Гриславски Альфред 7./JG52 Pe-2 35 783 at 6200 m 06:50 р-н нижнеподкумский
михаил п.
Заинтересованный новичок
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 06 сен 2015, 22:32

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение начкар » 24 янв 2018, 23:50

михаил п. писал(а): 29.11.42.
Гриславски Альфред 7./JG52 Pe-2 35 783 at 6200 m 06:50 р-н нижнеподкумский


Добрый вечер!
Всё бы хорошо, но вот тогда это надо как-то объяснить -
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria ... e90313024/

Светловодское - село в Зольском районе Кабардино-Балкарии. По прямой от Нижнеподкумской примерно 20 км...
С уважением, Сергей.
начкар
Ветеран
 
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 12:26

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение михаил п. » 25 янв 2018, 18:21

....заявка сделана в квадрате 35783 , ...это примерно 6-7 км сев. Зеленый на высоте 6200м... пе-2 летел с юга на север...
.... вероятно , что стрелок выпрыгнул между Светловодское и Нижнеподкумский... , но с того места , где он погиб , похоронить его было удобнее в Светловодское...
михаил п.
Заинтересованный новичок
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 06 сен 2015, 22:32

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение начкар » 25 янв 2018, 20:55

михаил п. писал(а):....заявка сделана в квадрате 35783 , ...это примерно 6-7 км сев. Зеленый на высоте 6200м... пе-2 летел с юга на север...
.... вероятно , что стрелок выпрыгнул между Светловодское и Нижнеподкумский... , но с того места , где он погиб , похоронить его было удобнее в Светловодское...


Светловодское - место УВЕКОВЕЧИВАНИЯ? Узнать бы историю этого памятника, в сети об этом ничего нет...
С уважением, Сергей.
начкар
Ветеран
 
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 12:26

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Сергей Порошин » 26 янв 2018, 13:41

Всем добрый день. по самолёту а-20 сбитому в районе Пятигорска. задание--разведка районов Георгиевск Пятигорск Кисловодск. только инфо--оду пешку поднимали от точки сбития до места падения--60 км. один ла-5 с высоты 1500 от точки сбития до точки падения---800 м. что там и как было вопросы. что есть инфо то и написал. удачи в решения вопроса. с уважением Сергей.
Сергей Порошин
Старожил
 
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 27 июн 2013, 15:12
Skype: sitigorgaz56

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение начкар » 12 фев 2018, 21:25

михаил п. писал(а):....заявка сделана в квадрате 35783 , ...это примерно 6-7 км сев. Зеленый на высоте 6200м... пе-2 летел с юга на север...
.... вероятно , что стрелок выпрыгнул между Светловодское и Нижнеподкумский... , но с того места , где он погиб , похоронить его было удобнее в Светловодское...


Пилот выпрыгнул первым или последним? - https://www.obd-memorial.ru/memorial/fu ... 000387.JPG
С уважением, Сергей.
начкар
Ветеран
 
Сообщения: 1636
Зарегистрирован: 08 июн 2009, 12:26

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 13 фев 2019, 22:25

Эта статья подготовлена для краевой газеты «Ставропольская правда» и отправлена в редакцию в октябре 2018 г. Вначале собирались поместить в один из ближайших номеров: подошла. Потом раз за разом стали сокращать текст, искажая смысл написанного. И приходилось объяснять, почему то или иное должно остаться: «неинтересные для нашего читателя» подробности в виде данных немецких летчиков о победах в воздухе – есть основа выдвигаемой версии, ну и т.д.
После прочтения главредом (то ли замом?) и четвертой правки перед самыми новогодними праздниками статью из редакции отозвал.
Предлагаю первоначальный текст в давно открытую тему на суд читателя нашего.

БЫЛ ЛИ САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК СБИТ У СЕЛА СТЕПНОГО?

Половина этой истории имеет другую географию …
Наш военный комиссар В. Гусоев, с которым знаком очень много лет, поведал в одном разговоре, что отправил в военный архив в Подольск очередное письмо по делу, которое должно представлять интерес для поисковика. На давний предыдущий запрос не пришел ответ. Тогда и узнал я от Валерия Иосифовича о существующей загадке «краевого масштаба».
В пятигорском поселке Нижнеподкумском есть воинское захоронение – могила двух неизвестных советских летчиков. В конце 1942 года, когда наш край был оккупирован немецкими войсками, они спрыгнули с парашютами со сбитого самолета и укрылись в поселке. Вскоре умерли от ран и тайно похоронены на сельском кладбище. За могилой ухаживают жители. В апреле прошлого года у обновленного надгробия с новым памятником провели митинг в память о погибших. По краевому телевидению прошел репортаж об этом. Но фамилии этих летчиков, если и были известны в те времена, за десятилетия в памяти людей не сохранились. Нет их и в документах военкомата.
Вскоре вероятный экипаж самолета мне с помощью коллег-поисковиков удалось определить. И сегодня, несмотря на разные противоречивые данные, склонен верить в следующую версию.
Летчики П.Н. Блохин, Ф.Я. Ткаченко и А.Н. Ажигин из 366-го отдельного дальнеразведывательного авиаполка (одрап), который еще недавно был ближнебомбардировочныи (ббап), 29 ноября 1942 г. имели задание произвести на самолете Пе-2 «разведку в районе Моздок – Пятигорск – Георгиевск – Каново». С боевого задания не вернулись.
По докладу пилота немецкого истребителя Ме-109-Г-6 оберфельдфебеля А. Гриславски из 7-й эскадрильи 52-й истребительной авиаэскадры (дивизии), он утром этого дня в 6 ч. 50 м. (8 ч. 50 м. по московскому времени) на высоте 6200 метров сбил самолет Пе-2 из 366-го бап русских ВВС. Номер авиаполка по этому докладу установлен позднее. Указанный летчиком «квадрат 35783», где это произошло, имел площадь около 30 квадратных километров, отстоял к востоку от центра Пятигорска на восемь километров и на вдвое меньшее расстояние от Нижнеподкумского (тогда он назывался поселком Подкумок).
Но считается, что экипаж этого самолета похоронен в одном из сел Кабардино-Балкарии. Через 15 лет после войны Баксанский военкомат сообщил в подразделение по учету потерь министерства обороны сведения именно об этих летчиках, вызывающие сомнения в их достоверности.
По изложенной в письме версии пилот Петр Блохин, спустившись на парашюте, был окружен полицейскими, отстреливался и последним патроном покончил с собой. Двое других – стрелок-бомбардир Федор Ткаченко и воздушный стрелок-радист Алексей Ажигин погибли в падающем самолете, сбитом «вражеской артиллерией», но их останки были похоронены вместе с останками Блохина на сельском кладбище.
После войны останки всех троих якобы перенесены на мемориал, созданный в селе в жилых кварталах. В паспорте воинского захоронения, датированном 1994 годом, военные звания всех трех летчиков перепутали-переврали: старшина назван лейтенантом, лейтенант и младший сержант – рядовыми. Годы рождения в соответствующей графе отсутствуют, хотя в «легенде» военкомата они есть и даже точно указаны места, где летчики родились.
Официальная версия вызывает немало вопросов. Например: почему пилот первым прыгал с парашютом, оставив экипаж? Где именно он приземлился? Далеко ли улетел сбитый самолет с двумя другими летчиками от этого места? Когда и зачем останки летчиков перенесли с кладбища в село, документировалось ли перезахоронение? В конце концов, пилот ли прыгал первым и не те ли двое, что оставались в падающем самолете, похоронены потом в Нижнеподкумском?
Ответы, возможно, содержатся в архивных делах в Подольске. Кому-то нужно ехать и знакомиться с ними на месте. Пока я просмотрел только хранящиеся в краевой библиотеке имени Лермонтова подшивки газеты «Большевик» бывшего Горячеводского района за военные и послевоенные годы: в ней нет и упоминания о том событии.
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 13 фев 2019, 22:27

(Продолжение)
Сравнивая именные списки безвозвратных потерь за октябрь 1942 – январь 1943 гг. всех авиадивизий 4-й воздушной армии, действовавшей в то время на Северном Кавказе, с данными о победах в воздухе, заявленных немецкими летчиками, обнаружил, что все потери в районе Кавказских Минеральных Вод или с неуказанными районами выполнения боевых заданий, перекрываются этими заявками. Неплохо. Вполне ведь могло быть, что кого-то из них сбила зенитная артиллерия или случилась авария, и тут уже ищи – не ищи!..
Нашлись сведения еще об одном, по первым данным подходящем, самолете.
6 ноября 1942 г. не вернулся с боевого задания «по разведке района Пятигорск» самолет Б-3 из 859-го ббап с экипажем: пилот, командир звена сержант Говоров И.В., стрелок-бомбардир старшина Коломиец А.К., воздушные стрелки-радисты старшие сержанты Стефаненко И.С. и Озерных И.С. Летчики объявлены пропавшими без вести.
Однако Иван Степанович Озерных 22 марта 1943 года внесен в список вернувшихся в свои части. В апреле награжден медалью «За отвагу»: произвел 56 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника.
Бомбардировщиками «Boston B III», поставленными в СССР по ленд-лизу, был укомплектован весь 859-й ббап. Разведку летчики производили под Пятигорском, но, по-видимому, имели задание по ее продолжению за линией фронта в северо-восточном направлении, после чего им надлежало вернуться на свой аэродром в Старые Атаги, недалеко от Грозного.
Как доложил лейтенант Ф. Билфингер из 9-й эскадрильи 52-й авиаэскадры, 6.11.1942 г. он сбил самолет Б-3 в квадрате 45673. В тот день других потерь самолетов этого типа 4-я воздушная армия не имела. С немецкой стороны в заявках на победы в воздухе таких сбитых советских самолетов 6 ноября больше не было по всему Восточному фронту.
Центр названного квадрата приходится на западную окраину райцентра села Степного. Тогда оно находилось в немецком тылу, километрах в восьмидесяти за линией фронта.
Стрелок-радист Озерных больше наград на фронте не получал. В списках погибших не значится. Вот документ о послевоенном награждении: в 1985 году к 40-летию Победы – орденом Отечественной войны I степени. Есть и его адрес в г. Перми по ул. Пихтовой. Ветеран родился в 1918 году, вряд ли сейчас жив, но, возможно, писал какие-то воспоминания и тогда наверняка не обошел своим вниманием тот разведывательный полет.
Не часто так бывает, но родных этого летчика я отыскал в Перми без больших проблем. 49-летний родной внук Дмитрий Александрович рассказал то, что помнит со слов бабушки, жены ветерана, и своего отца – их сына, его тоже нет в живых. Деда хорошо помнит: когда тот умер, внуку было 16 лет.
Тот полет был у Озерных последним на войне. Сбил их немецкий истребитель. Раненым прыгал с подбитого самолета по приказу командира. Спускаясь на парашюте, видел, что самолет упал и больше из него никто не выпрыгнул. Он получил ранения в грудь и ногу.
После приземления Озерных укрылся в лесу. Его там случайно встретила девочка. Она сходила в село и привела родителей. На подводе люди привезли летчика к себе домой и укрывали в погребе, пытались лечить. Через какое-то время его забрали местные партизаны и переправили через линию фронта. Когда попал к нашим, сразу же отправили в госпиталь, где удалили одно легкое, а по излечении уволили с военной службы.
Такой вот рассказ. Если самолет упал близ Степного, речь может идти о какой-нибудь лесополосе. С партизанами тоже вопрос, но наличие местных подпольщиков было возможным. Когда и каким образом попал к нашим – вопрос отдельный.
В изданной в Грозном в 1975 году книге «Крылья дружбы» А.В. Павлова, воевавшего в одной с Озерных авиадивизии, об этом полете сообщается с некоторыми другими подробностями, но также не указано место, где сбили «Бостон»: «6 ноября не вернулся с боевого задания кавалер двух орденов Красного Знамени командир звена Иван Говоров из 859-го ббап. Его самолет Б-2 вел разведку в районе Ессентуков. В неравном воздушном бою с четырьмя Ме-109ф стрелкам удалось сбить одного «мессера», однако фашисты зажгли самолет Говорова. Удалось спастись только одному стрелку, который вернулся позднее в полк. Остальные трое погибли».
Тип самолета написан с ошибкой, место ведения разведки автор называет район Ессентуков, а не соседнего Пятигорска, указанного в именных списках потерь. Но существенно другое: с рассказом Дмитрия написанное вполне согласуется, а автор Павлов, надо полагать, выяснил эти сведения в каких-то архивных документах. Нет ли среди них объяснений Озерных о происшествии?
Иван Степанович вернулся на родину в пермские края. После войны, до самой пенсии, работал конструктором на велосипедном заводе. Была семья, вырастил сына, есть двое внуков, правнуки.
После войны ветеран искал знакомых однополчан, но найти никого не смог. Как инвалида войны Озерных ежегодно направляли в санатории Кисловодска. В одной из поездок он побывал в селе, у которого был сбит их самолет. Он нашел ту девочку, конечно, повзрослевшую, что спасла его после приземления. Пригласил в гости. Она приезжала в Пермь. На встречу приходил корреспондент газеты. Вырезка из газеты со статьей хранилась, но после ухода деда из жизни потерялась, как и все связанные с ним документы, кроме нескольких фотографий.
И не смог внук Дмитрий ни сам сказать, ни выяснить у других родственников никакие другие подробности: что за село, у которого самолет упал, в каком году или хотя бы десятилетии проходила встреча, что за газета напечатала статью …
Фотографии прислал. На одной – старший сержант Озерных в 1942 году. На другой – в 1955 году с женой Ниной и шестилетним сыном Сашей. Есть и фото могилы И. Озерных в Перми. И еще внук узнал своего деда на фотографии, помещенной в Интернете: летом или осенью 1942 года большая группа летчиков и авиатехников 958-го полка у самолета «Бостон».
Недавно я написал в администрацию Степновского района. Там привлекли общественность, опросили ветеранов. Пока не нашли ничего конкретного ни о самолете, ни о самом Озерных, ни о спасших его жителях. Только скудные данные о том, что в первые после освобождения годы близ юго-западной окраины Степного лежали обломки какого-то самолета, на них играли дети ...
Г. ПОЛУБЕДОВ
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 13 фев 2019, 22:28

Фотографии к статье.
Андрея Анатольевича благодарю за техническую и моральную поддержку!
Вложения
1kvadrat.jpg
2ozernyx1942.jpg
3ozer1942boston.jpg
4ozernyx1955.jpg
5ozernyz1985.jpg
6ozernyx1985.jpg
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Мурылев Андрей Анатольевич » 14 фев 2019, 07:59

Геннадий Владимирович, приветствую Вас!
Отличная статья! С удовольствием прочитал!
Успехов в дальнейших поисках и исследованиях!
(I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
______________________
При использовании размещенной здесь информации на стороннем ресурсе, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы приветствуется (= обязательна)
Аватара пользователя
Мурылев Андрей Анатольевич
Старожил
 
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 06 янв 2019, 19:46
Откуда: Верхняя Татарка

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 15 фев 2019, 15:24

Спасибо, Андрей Анатольевич! И Начкару большое спасибо, что год назад открыл по моей просьбе эту тему.
Как представляется, в этом моем поиске до результатов как до луны. Причины разные. Хотя к плохим танцорам себя относить не хочется.
Буду рад, если кто-то эстафетой пойдет далее. Пока не находилось. Нашелся только человек (заочно представился - из Нижнеподкумского), еще летом потребовавший от меня накопившиеся материалы. Желает помогать, но еще не знает как.
Посоветовал ему накопить деньжат и съездить в ЦАМО в Подольск. - Почему-то замолчал.
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 27 июн 2019, 18:27

Сегодня, 27.06.2019 г., газета «Пятигорская Правда» (№ 96) опубликовала мою статью «Возвратить имена героев».
http://pravda-kmv.ru/files/2019/06/96-2 ... a-2019.pdf
(стр. 8).
Это сокращенный вариант той статьи, которую в конце прошлого года отозвал из краевой «Ставропольской правды» ввиду неоднократных неприемлемых "правок", вносимых редакцией (о том - см. выше мой пост в данной теме от 13.02.2019 г.).
В целом состоявшуюся публикацию в ПП можно считать удачей. Но очень с нею затянулось, что, полагаю, отрицательно скажется на продолжении поиска, т.е. выяснения имен летчиков, похороненных в п. Нижнеподкумском.
Статью отправил в редакцию еще 19 февраля с.г. Включить в какой-то номер к 23 февраля, понятно, не успевали. Вполне «успевали» до Дня Победы. Более того, просил пораньше, лучше в марте. Обещали «в любом случае» до 9 мая. Но, вероятно, данная тема, в глазах редакции, с животрепещущими проблемами вывоза и переработки бытового мусора, какими-нибудь городскими конкурсами и некоторыми другими, особенно в этот период, не конкурировала.
В статье не случайна фраза о том, что теперь «кому-то» надо ехать в ЦАМО и попробовать найти разгадку в делах авиаполка. Самому, по некоторым причинам, побывать в том архиве больше не доведется. Были наметки, и договоренности тоже, по появлении публикации, на волне подготовки к празднику Победы убедить кого-то из имеющих соответствующую возможность организовать поездку в ЦАМО своего представителя. Время ушло. Посудите сами: на носу июль, а жара и в эти дни до 40, половина людей из муниципалитетов разного уровня или крайвоенкомата уже видят себя под пальмами на берегах Индийского океана или на Черноморском побережье. Если не две половины сразу. И правильно делают. Ну кому сейчас дело до памятника неизвестным летчикам в Нижнеподкумском,на котором нет имен? Осень – на раскачку после отпусков. А там останется всего полгода до юбилейного Дня Победы. Если и возьмет кто-то во внимание, то опять-таки – ближе к празднику. Не успеют. В день 75-летия снова все станут говорить: «Знаем. Помним. Гордимся. Чтим (и так далее)». Снова насядут на военкомат. Тот в очередной раз отправит в ЦАМО запрос, а архив в очередной раз ему просто не ответит. А потом вообще все, кто такой вопрос ставил, о очередной раз остынут за другими делами.
Кто знает, может я и неправ в своих рассуждениях…
Сам одну новую затею уже реализую, но мало шансов, что поможет разобраться в вопросе с именами погибших летчиков.
Вообще-то как оформлена статья – мне нравится. Но не очень. Редакция, как мне в самом начале было сказано, с авторами не работает, текст правит, если надо, сама. Прислал материал – и жди, каким он выйдет. Чтобы придти посмотреть на верстку и подсказать, есть ли тут ляпы, где и какие, о том и речи нет.
Вот и превратилось «самолет Б-3» в загадочное «самолет SS3». На всякий случай пошарил в Сети, проверил. В чужеземном варианте этот тип самолета обозначался еще как А-20 в одной из модификаций, но с именем SS3 его не отыскал. Выходит: не вычитали, не проверили.
Первичный текст начинался словами: «Наш военный комиссар В. Гусоев, с которым знаком очень много лет…».
А что? Газета пятигорская городская. Вопрос о летчиках – того же масштаба. Кто-то, читая «наш», разве подумает о военкоме, скажем, из Забайкальского края? Да и продумывал уж раньше не раз, как оно получится, если поименовать военкомат полным официальным именем. И «Ставропольская правда», из которой статью раньше отозвал, пару раз успела, ошибаясь, поупражняться в этой части.
Но редакция «ПП» на те же грабельки наступить не минула. Однако, как и следовало ожидать, лишь утяжелила текст. Еще и ошибку сделала: уже несколько лет не является «наш» военкомат никаким не «объединенным». Был таковым, что называется, еще при Горохе-царе, еще до переименования в «отдел» крайвоенкомата.
Ну, да ладно. Говорю же: публикация мне понравилась. Людям, надеюсь, тоже понравится. Но еще, конечно, посмотрим на реакцию тех в городских структурах, и в поселке Нижнеподкумском, кого появившееся в печати заинтересовать вроде бы должно. То ли будет, то ли нет. Позднее возможна реакция из Кабардино-Балкарии: «Покушаетесь на наше святое!». Однако, если кому-то удастся доказать, что в Нижнеподкумском - с того самого Пе-2 те самые летчики, то для таких возмущенных давно заложено в рукав одно решение (предложение, конечно), которое всех устроит. Но возможно, что и не понадобится, что никому оно всё не нужно окажется. Посмотрим.
Я уж и не знаю, как реагировать на замену редакцией слов о спасшемся воздушном стрелке-радисте Озерных: «Сразу же попал в госпиталь, а по излечениИ был уволен с военной службы». Почему-то поменяли на «по выздоровлениЮ». К чему бы это, что оно уточняет? «Излечение» – читай: лечили, за ним читай: тяжело летчик пострадал, но выздоровел… А «выздоровление» – лежал, лежал в том же госпитале, может даже и не лечили, да как-то и выздоровел. Ну, не суть. Однако изложение в предложном падеже через «Ю» – это верх «профессионализма» труженика печати! В первой беседе в феврале редактор, прочитав сходу текст, определила, что сокращать в нем ничего не надо, только некоторые правки внести придется. «Есть куда?» – «Ну да, а разве вы профессионал, журналист?» – «Нет, что вы. Я всего лишь железнодорожник».
Кстати, о железной дороге.
Со сбитого Пе-2, после редактирования в «ПП» текста, с парашютом почему-то прыгал не единственный в экипаже пилот, а все «пилоты», какими редактирующему сотруднику показались и написанные мною «летчики», имевшие иные должности – стрелок-бомбардир и воздушный стрелок-радист. Поменял, не разбираясь, произвольно слово – и радуешься: как славно вышло! Впрочем, насчет обобщения словом «летчики» мнения встречаются разные, ориентируюсь в этом на некоторых, для меня авторитетных, исследователей. Но уж никак не «пилоты» есть общее название для всех членов экипажа самолета! И зачем менять слова, не спросив, о чем это теперь получится?
Так вот, в газетах распространено было раньше и, возможно, есть сейчас (не следил), подобное обобщение разных железнодорожных специальностей словом «путейцы» (а не "железнодорожники"). Путейцы – и всё тут! Машинист локомотива, дежурный по станции (то бишь станционный поездной диспетчер), работник дистанции сигнализации и связи заморились объяснять, что путейцем в современности, в отличие от дореволюционных времен, можно называть только работника службы пути – есть специализированные предприятия на ж.д. транспорте, дистанциями пути называются. А для остальных – это вроде некоего оскорбления, разве что в лоб в ответ не дают.
А вот из лекции для энергетиков. Один журналист специализировался на вводе в строй ирригационных сооружений. «Открыта задвижка, и вода медленно пошла по полям!». И тут редакция посылает его на открытие ГЭС («всё равно вода»). В газете появляется бодрое: «Включен рубильник, и ток медленно пошел по проводам!».
Поймал себя на мысли: а вдруг "труженик печати" - это я как-то неправильно сформулировал? Если так, подскажите. Не хочется неловко выглядеть. Может, исправлю, например, на "журналиста".
Братцы, я вовсе не против, что отдельные слова (самый чуток) из текста все-таки «сократили». Но то самое «Ю» в конце слова писал не я! Объективности ради отмечу, что в публикации одну свою ошибку все-таки выявил (ой, стыдно!): перепутал-переврал в конце статьи цифры номера авиаполка Озерных, которые в середине вывел правильно: 859 ббап. Наверно, больше проверял точность написанного о Пе-2, сбитом у Пятигорска, чем о «Бостоне», сбитом у села Степного, с которым тоже надо было разобраться и сделать вывод: не с него два летчика лежат в земле в Нижнеподкумском. Так что, если б кто заметил разночтение в номере полка, теперь все недочеты на счет либо только автора, либо только редакции отнести не сможет. Валить на редакцию лишнее – не след. Говорю же: мне публикация нравится!
Устал отзывать свои статьи из редакций! Поэтому в этом случае ждал, терпел. А ведь бывало и недавно: http://voenspez.ru/index.php?topic=95167.0
Когда-то редактор той (не названной) газеты работал в Ростове в другой газете и другую мою статью напечатал в самом лучшем виде:
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-dis ... 30ec9fba67
(на стр. 10 – 12).
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 27 июн 2019, 18:28

Далее – мой текст, отправленный эл. почтой в редакцию «Пятигорской правды» в феврале. И страница газеты со статьей. Сейчас, только-только прочитав свой материал, появившийся в газете, не исключаю, что когда-то потребуется уточнять-объяснять, откуда что взялось.
Хорошо бы выставить только страницу газеты с текстом без отмеченных погрешностей и принять в Личку поздравления коллег с публикацией. И обойтись без этих двух объемных постов. Не получилось.
………………………………………………………………….
Автор: Геннадий ПОЛУБЕДОВ

НИЖНЕПОДКУМСКИЙ, 1942 ГОД: ВОЗВРАТИТЬ ИМЕНА ГЕРОЕВ!
Версией об именах двух неизвестных советских летчиков, похороненных в поселке, с редакцией поделился пятигорский поисковик Г. Полубедов


Наш военный комиссар В. Гусоев, с которым знаком очень много лет, поведал в одном разговоре, что отправил в военный архив в Подольск очередное письмо по делу, которое должно представлять интерес для поисковика. На давний предыдущий запрос не пришел ответ. Тогда и узнал я от Валерия Иосифовича о загадке, существующей с военного времени.
В пятигорском поселке Нижнеподкумском есть воинское захоронение – могила двух неизвестных советских летчиков. В конце 1942 года, когда наш край был оккупирован немецкими войсками, они спрыгнули с парашютами со сбитого самолета и укрылись в поселке. Вскоре умерли от ран и были тайно похоронены на сельском кладбище. За могилой ухаживают жители. Весной позапрошлого года у обновленного надгробия с новым памятником провели митинг в память о погибших, по краевому телевидению прошел репортаж об этом. Но фамилии этих летчиков, если и были известны в те времена, за десятилетия в памяти людей не сохранились. Нет их и в документах военкомата.
Вскоре вероятный экипаж самолета мне с помощью коллег-поисковиков удалось определить. И сегодня, несмотря на разные противоречивые данные, склонен верить в следующую версию.
Летчики П.Н. Блохин, Ф.Я. Ткаченко и А.Н. Ажигин из 366-го отдельного дальнеразведывательного авиаполка (одрап), который еще недавно был ближнебомбардировочным (ббап), 29 ноября 1942 г. имели задание произвести на самолете Пе-2 «разведку в районе Моздок – Пятигорск – Георгиевск – Каново». С боевого задания не вернулись.
По докладу пилота немецкого истребителя Ме-109-Г-6 оберфельдфебеля А. Гриславски из 7-й эскадрильи 52-й истребительной авиаэскадры (дивизии), он утром этого дня в 6 ч. 50 м. (8 ч. 50 м. по московскому времени) на высоте 6200 метров сбил самолет Пе-2 из 366-го бап русских ВВС. Номер авиаполка по этому докладу установлен позднее. Указанный летчиком «квадрат 35783», где это произошло, имел площадь около 30 квадратных километров, отстоял к востоку от центра Пятигорска на восемь километров и на вдвое меньшее расстояние от Нижнеподкумского (тогда он назывался поселком Подкумок).
Но считается, что экипаж этого самолета похоронен в одном из сел Кабардино-Балкарии. Через 15 лет после войны Баксанский райвоенкомат сообщил в подразделение по учету потерь министерства обороны сведения именно об этих летчиках, вызывающие сомнения в их достоверности.
По изложенной в письме военкомата версии пилот Петр Блохин, спустившись на парашюте, был окружен полицейскими, отстреливался и последним патроном покончил с собой. Двое других – стрелок-бомбардир Федор Ткаченко и воздушный стрелок-радист Алексей Ажигин погибли в падающем самолете, сбитом «вражеской артиллерией», но их останки были похоронены вместе с останками Блохина на сельском кладбище.
После войны останки всех троих якобы перенесены на мемориал, созданный в селе в жилых кварталах. В паспорте воинского захоронения, датированном 1994 годом, военные звания всех трех летчиков перепутали-переврали: старшина назван лейтенантом, лейтенант и младший сержант – рядовыми. Годы рождения в соответствующей графе отсутствуют, хотя в «легенде» военкомата они есть и даже точно указаны места, где летчики родились.
Официальная версия вызывает немало вопросов. Например: почему пилот первым прыгал с парашютом, оставив экипаж? Где именно он приземлился? Далеко ли улетел сбитый самолет с двумя другими летчиками от этого места? Когда и зачем останки перенесли с кладбища в село, документировалось ли перезахоронение? В конце концов, пилот ли прыгал первым и не те ли двое, что оставались в падающем самолете, похоронены потом в Нижнеподкумском?
Сравнил именные списки безвозвратных потерь за октябрь 1942 – январь 1943 гг. всех авиадивизий 4-й воздушной армии, действовавшей в то время на Северном Кавказе, с заявленными немецкими летчиками победами в воздухе. Обнаружил, что все наши потери в районе Кавказских Минеральных Вод, а также в полетах с не указанными в этих списках районами выполнения боевых заданий, перекрываются этими заявками. Неплохо. Вполне ведь могло быть, что кого-то сбила зенитная артиллерия или случилась авария, и тут уже ищи – не ищи!..
Кроме разведчика Пе-2, нашлись сведения еще об одном, по первым данным подходящем, самолете.
6 ноября 1942 г. не вернулся с боевого задания «по разведке района Пятигорск» самолет Б-3 из 859-го ближнебомбардировочного авиаполка с экипажем: пилот, командир звена сержант Говоров И.В., стрелок-бомбардир старшина Коломиец А.К., воздушные стрелки-радисты старшие сержанты Стефаненко И.С. и Озерных И.С. Летчики объявлены пропавшими без вести.
В то день самолет этого типа сбил немецкий летчик лейтенант Ф. Билфингер из 9-й эскадрильи 52-й авиаэскадры. По его докладу, произошло это в квадрате 45673 на высоте 1500 метров.
Центр названного квадрата приходится на западную окраину райцентра села Степного. Тогда оно находилось в немецком тылу, километрах в восьмидесяти за линией фронта. Разведку летчики производили под Пятигорском, но, по-видимому, имели задание по ее продолжению за линией фронта в северо-восточном направлении, после чего им надлежало вернуться на свой аэродром в Старые Атаги, недалеко от Грозного.
Единственным из экипажа остался в живых воздушный стрелок-радист Озерных. В начале 1943 г. означен в списке вернувшихся в свои части, награжден медалью «За отвагу». Его родных я отыскал в Перми. Внук Дмитрий Александрович сообщил то, что помнит из давних рассказов. Ему было 16 лет, когда не стало деда Ивана Степановича.
Тот полет был у Озерных последним на войне. Сбил их немецкий истребитель. Раненный в грудь и ногу, он прыгал с подбитого самолета по приказу командира. Спускаясь на парашюте близ какого-то села, видел, что самолет упал, и никто из троих оставшихся из него не выпрыгнул.
Летчика укрывали у себя в погребе местные жители, лечили как могли. Потом его переправили через линию фронта. Сразу же попал в госпиталь, а по излечении был уволен с военной службы. Никаких записок с воспоминаниями Озерных после себя не оставил. Внук Дмитрий не знает сам и не смог узнать у других родственников, как называлось и где находилось село, в котором укрывали деда.
Фотографии прислал. На одной – старший сержант Озерных в 1942 году. На другой – в 1955 году с женой Ниной и шестилетним сыном Сашей. Есть и фото могилы И.С. Озерных в Перми. И еще внук узнал своего деда на фотоснимке, помещенном в Интернете: летом или осенью 1942 года большая группа летчиков и авиатехников 958-го полка у самолета «Бостон Б-3»…
Остается версия с самолетом Пе-2 из 366-го одрап: не из его ли экипажа двое укрылись от врага в Нижнеподкумском? Ответы, возможно, содержатся в архивных делах полка в Подольске. Кому-то нужно ехать и знакомиться с ними на месте. Пока я просмотрел только хранящиеся в краевой библиотеке имени Лермонтова подшивки газеты «Большевик» бывшего Горячеводского района за военные и послевоенные годы: нет в ней даже упоминания о том событии.
Вложения
pravda5.jpg
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Геннадий Полубедов » 18 дек 2019, 23:10

Год 2019-й кончается. Все предположения, связанные с публикацией моей статьи в "ПП", подтвердились в полной мере. Никакого интереса ни с чьей стороны. В сентябре стало ясно, что в п. Нижнеподкумском статью вряд ли даже кто-то прочитал. Отважился занести экземпляр газеты в администрацию города-курорта Пятигорска и оставить секретарю главы города с тем, чтобы передала ему, если уместно. Обещала. Через пару недель зашел узнать. Выяснилось, что не оказалось уместно, и отдала газету сотруднику администрации, по совместительству региональному координатору Поискового Движения России в Сев.-Кав. фед. округе, которому я раньше электронную версию сам переслал.
Теперь интересно дождаться времени, когда все станут готовиться и отмечать разными мероприятиями юбилей Победы, будет ли кто-то что-то говорить по поводу летчиков, похороненных в поселке.
Вопрос об исследовании в Подольске документов заинтересованным человеком остается.
Несмотря на то, что некоторые "мелочи" мне в руки попали.
Прислали эту фотографию с изображением, как утверждают, экипажа того самого Пе-2 - Блохина, Ткаченко и Ажигина.
letuny.JPG

И отдельные документы, это их фрагменты.
snimok11.JPG

snimok12.JPG

Микоян-Шахар - это нынешний город Карачаевск.
snimok13.JPG

snimok14.JPG

Пояснения к ним сейчас давать воздержусь. Повторю еще раз: кому-то надо съездить в Подольск и изучить документы.
Геннадий Полубедов
Новичок
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 08 фев 2019, 19:18
Откуда: Пятигорск

Re: Два неизвестных летчика, п.Нижнеподкумский

Сообщение Мурылев Андрей Анатольевич » 19 дек 2019, 19:36

Всем привет.
Жаль, конечно же, когда живёшь каким-то делом, поиском, увлечением, вкладываешь душу, время, нервы, средства, а всё это в конечном итоге остается (может остаться) или невостребованным или востребованным, но, к примеру, только в плане - "к празднику", "к дате", "актуально" и т.д. А просто приобщить читателей, интересующихся граждан и представителей подрастающего поколения к истории страны, памяти, преемственности поколений - такой задачи у нашего государства нет. Видимо (??), есть другие векторы и направления в плане некого "развития современного общества".
Конечно же, можно надеяться, что этот материал пригодится администрации "к празднику и дате" и будет востребован и опубликован. Но, опять же, какая будет стоять задача - просто опубликовать "актуальный" материал по теме темы, именно, к празднику, поставив галочку, что эта задача выполнена или всё же кто-то из ... (кроме Геннадия Владимировича) в последующем возжелает приобщиться к этой истории (этому поиску) и продолжит начатое....??? Не факт, что кто-то захочет продолжать. Прочтут и к лету следующего года забудут.... Там, далее по календарю, начнутся заботы курортного периода и проблемы "нашего городка". Интересно наблюдать со стороны за происходящим в плане изучения и интереса населения страны к истории своего государства. Вроде как смотришь - публикации есть, интерес имеется (??), читательский "кворум" присутствует, даты, годовщины, юбилеи, имена, фамилии, подвиги, достижения и прочая.... Но, когда "копнешь" вправо, влево - оказывается, что по большому счету материал никто не читал, не интересовался, не вникал, не заморачивался и т.д.
А редакциям тот или иной материал военно-патриотического кластера просто необходим не для того, чтобы что-то найти в продолжение поиска, а для того, чтобы разместить некий объем "буков" согласно редакционного плана или задания сверху дабы отразить: патриотическую составляющую, связь времён и поколений, разноплановость публикаций, участие в жизни общества и т.п. .... А, все по сути это издержки прошлого, движемся по накатанной.
Мы и сами из прошлого, у нас другое воспитание, мы болеем душой и головой за свои поиски, за найденных бойцов, за возвращение их из забвения, даём им новую жизнь, радуемся каждой мало-мальской удаче, не останавливаемся перед трудностями и препятствиями, упорно продолжая тот или иной, начатый ранее, поиск..... Мы живём этим.
А на поверку оказывается, что многим нашим "современникам" от 15 и до 40 это вообще не представляет никакого интереса, а если и представляет, то все это разово и не имеет длительного эффекта от...
Печально, конечно же, но, думаю, обращать внимание на это не стоит. Мы не сможем сдвинуть этот камень равнодушного отношения к истории нашей страны. Это под силам только государству и его различным институтам воспитания и образования. В многих семьях преемственность поколений утрачена, память о предках не культивируется, боли за прошлое нет....так как давно не было войны и связанных с этим трудностей и последствий.
Общество живёт уже другим менталитетом, другими потребностями, стереотипами, другими героями, свершениями и "подвигами" и др. и пр. .... Мы, конечно, можем являться некими проводниками прошлого в настоящее и пытаться что-либо культивировать и взращивать в военно-патриотическом секторе... Главное, не опускать руки, не падать духом, ни в коем случае не оставлять начатое!
Прошу прощения за многословность и некий пессимизм в моих словах.
Всем хорошего завершения дня и успехов во всех Ваших делах!
С уважением к Вам и Вашей работе!
Андрей
(I am so sorry. I am not perfect, but aspire to be...)
______________________
При использовании размещенной здесь информации на стороннем ресурсе, ссылка на соответствующую страницу цитируемой темы приветствуется (= обязательна)
Аватара пользователя
Мурылев Андрей Анатольевич
Старожил
 
Сообщения: 431
Зарегистрирован: 06 янв 2019, 19:46
Откуда: Верхняя Татарка


Вернуться в Авиаторы - возвращение из последних полётов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11