Страница 1 из 1

Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 26 сен 2016, 21:45
Игорь Мохов
Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
В 2008 году, в районе ур. Митино Сычевского р-на Смоленской области, при подъеме большого захоронения был обнаружен медальон, находившийся в плохом состоянии. Решено было отдать его на экспертизу. И вот теперь, Андрей Иванович Фетисов передал результаты работы.
К сожалению, в бланке удалось расшифровать только место жительства бойца. Привязать эти данные к ОБД пока не удается.
Необходима помощь в расшифровке - возможно, специалисты с форума смогут вычислить еще что-то, и установить имя погибшего.
Полный скан медальона можно скачать ЗДЕСЬ:
https://yadi.sk/i/Ksw8EkyJvkjut

Изображение

Изображение

Изображение

Предварительные данные расшифровки:
фамилия ..(о)лов
имя -----
отчество ..(и)а..
военное звание шофер
год рождения 1916
Уроженец
республика ..Ф.С.Р.
край ...рный
область ...хангель..
Город
район ...сецкий
С/совет (Ельцов)ский ...ца
деревня ....цовский ...хоз
Адрес семьи
фамилия (В)(о)(л)ова
республика Р.С.Ф.С.Р.
край ....верный
область ....ская
Город
район -
С/совет -
деревня -

С уважением - Игорь Мохов

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 26 сен 2016, 21:55
Иван Алексеев
Здравствуйте.
Игорь Мохов писал(а):в районе ур. Митино Сычевского р-на Смоленской области

Уточните место обнаружения. Митино Ельнинского района?

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 26 сен 2016, 22:09
Игорь Мохов
1,5 км севернее д. Ракитня (есть на Яндекс-карте), или 3,8 км восток-северо-восток от д. Вараксино

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 26 сен 2016, 22:19
Иван Алексеев
Ясно
Митино.jpg

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 26 сен 2016, 22:35
Игорь Мохов
Точно так, оно и есть. Правда, деревни там уже и видно не было. Захоронение, предположительно, зимнее - глубина не более 0,5 м., верхние бойцы лежали прямо под дерном:
"В течение дня закончены работы по подъему
захоронения. Итоговые результаты
составили: подняты останки 29 человек, найдено 2 медальона – оба отправлены на
экспертизу (см. протокол № 7). На останках обнаружены фрагменты
обмундирования и элементы снаряжения,
подтверждающие принадлежность захороненных к Красной Армии. Однако практически
отсутствуют личные вещи бойцов – возможно, изъяты перед захоронением."

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 15:12
Фролов А.
Добрый день!
А в какой период там происходили боевые действия?
Фамилия бойца похожа на Бедякин или Ведякин

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 17:12
Иван Алексеев
Фролов А. писал(а):Добрый день!
А в какой период там происходили боевые действия?
Фамилия бойца похожа на Бедякин или Ведякин

Январь 42-го, март 43-го (окончательное освобождение территории). Возможно, что и бойцы частей подвижной группы Западного фронта где-то 30 ноября 42-го.

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 19:11
Фролов А.
В медальоне воинское звание читается: млад, во второй строчке окончание "ант"
Предположу возможный вариант https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76108268
Фамилия Ведякин
Имя Василий
Отчество Михайлович
Место рождения Архангельская обл.
Дата и место призыва /
Воинское звание мл. лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.10.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 594260
Номер дела источника информации 85

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 20:52
Игорь Мохов
Фролов А. писал(а):В медальоне воинское звание читается: млад, во второй строчке окончание "ант"

вроде, эксперт написал - "шофер"?
А год рождения и место призыва Вы как видите?

С уважением

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 21:18
Фролов А.
Игорь Мохов писал(а):
Фролов А. писал(а):В медальоне воинское звание читается: млад, во второй строчке окончание "ант"

вроде, эксперт написал - "шофер"?
А год рождения и место призыва Вы как видите?

С уважением


Добрый вечер!
Год рождения - 191(4) А у вас нет какой нибудь обработки данного медальона?

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 21:51
Игорь Мохов
К сожалению - нет. Только присланный скан.

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 23:34
Васса
Здравствуйте!

К сожалению, увидеть в медальоне что-либо читаемое не смогла. Вот бы кто помог с обработкой скана...

Но если эксперт взял на себя профессиональную ответственность за экспертное заключение, то добавлю к озвученному результату проведенной им экспертизы следующее.

По адресу:
С/совет (Ельцов)ский ...ца
деревня ....цовский ...хоз


А был такой в Плесецком районе - Ельцовский?
Может быть, Емцовский? От станции Емца. Был (и есть) такой наспункт в Плесецком районе - Емца. Промышленно/промыслово связан с лесозаготовками. Соответственно, водители-шофЕры-шоферА были там масштабно задействованными специалистами.


В сети есть информация о Емцовском лесхозе и о Плесецком лесТРАНСхозе. Быть может, это одно и то же. Или одно - часть другого? Оба фигурируют в адресных данных в ОБД.

Из сети:

1 выпуск газеты «плесецкий лесоруб» .jpg


...
А потом начались проводы на фронт. Память о тех тревожных днях хранит деревянное здание Плесецкой районной библиотеки, в котором в годы Великой Отечественной войны находился сборный пункт мобилизованных на фронт. Здесь, на площади, перед отправкой на фронт проводили митинги, пели и плясали под гармошку, наказывали бить врага нещадно, просили вернуться живыми. Но не всем было суждено возвратиться домой...
...

Комсомольцы-шоферы Шелековского лесопункта Василий и Александр Гоголевские выполняют нормы вывозки леса на 200-250 процентов...

http://www.gazetamir.ru/%D0%BF%D0%BB%D0 ... %8C-i.html

От себя примечу. В тексте, вероятно, опечатка: не Шелековского, а ШелекСовского (от пос. Шелекса).


И еще. Прошу прощения, из личного. Два года в собственной биографии связаны с проживанием в Плесецком районе, конкретно в пос. Савинский. Поэтому данный поиск предельно чувствителен для меня... Да, эмоции, куда уж без них)

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 07:20
Игорь Мохов
Здравствуйте!
Скорее всего Вы правы. Однако, то ли из-за ошибок, то ли из-за разночтений в произношении, станцию в Плесецком р-не пишут по разному:
ст. Емца
ст. Ельца
ст. Елеца
ст. Ельга
ст. Елина
ст. Емка
К сожалению, "привязать" какую либо персоналию к Сычевскому р-ну не удалось. На всякий случай, проверил и вариант с местом гибели - Калининская область (так как граница областей рядом, могли и перепутать). Однако, тоже не подошло.
С уважением

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 21:21
Михайлюк Игорь
Добрый вечер!

Предложенный скан не годится для обработки. Он ужат. Нужные параметры: "как фото", 1200. TIFF, без сжатия. Зальёте на файлообменник, сюда -ссылку.

С уважением.

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 21:42
Игорь Мохов
Михайлюк Игорь писал(а):
Предложенный скан не годится для обработки. Он ужат. Нужные параметры: "как фото", 1200. TIFF, без сжатия. Зальёте на файлообменник, сюда -ссылку.


Понял, спасибо за информацию. К сожалению, медальона на руках нет. Попробую найти, где он хранится сейчас.
С уважением

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 21:45
Игорь Мохов
Извиняюсь, что не спросил сразу - ужат и тот скан, что выложен по ссылке?
https://yadi.sk/i/Ksw8EkyJvkjut

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 22:31
Васса
Добрый вечер!

Игорь Мохов писал(а):Извиняюсь, что не спросил сразу - ужат и тот скан, что выложен по ссылке
https://yadi.sk/i/Ksw8EkyJvkjut


Думаю, да - судя по тому, что у меня при скачивании по первичной ссылке он завесился всего в 108 кил, а сейчас, по новой, и вовсе в 41,67...
Да и формат jpeg - не tiff

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 22:37
Игорь Мохов
У меня он весит 1,09 МБ. Может, я его выкладываю неправильно?

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 28 сен 2016, 22:42
Васса
А у меня нет - мобильный. Мож, щадит мой трафик)
Но, если серьезно, 1,09 мб - это точно ужатый
То есть этого мало для качественной "графики".

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 30 сен 2016, 20:43
Игорь Мохов
Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Сегодня прислали новый вариант скана. Надеюсь - то что нужно.
Скачать можно здесь:
https://yadi.sk/i/A4RIbjUyvxW7k

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 01 окт 2016, 20:00
Игорь Мохов
Добрый вечер, уважаемые форумчане!
Александр Дударенок выполнил обработку скана медальона. Возможно, у кого-то будут версии прочтения?
Изображение

Изображение

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 01 окт 2016, 23:13
Васса
Всем доброго вечера!

Александру Дударенку - Спасибо!

Первые впечатления - это согласие с выводами эксперта по следующим пунктам:

"звание" - шофер - да!
Год рождения - 1916 - да!
Уроженец - Архангельская, Плесецкий, Емца(!) - да!
Ранее, когда высказывала предположение о ст. Емца, почему-то не связала это с озвученным экспертом фрагментом записи - "ца":
С/совет (Ельцов)ский ...ца

А ведь эта запись, имхо, о ст. ЕмЦА! Лично я иного варианта по Плесецкому району не вижу.


Из того, что могу предложить для обсуждения:

Фамилия.
На мой взгляд, и у воина, и у его родственницы фамилия одна. Такое впечатление, что оканчивается она на "хлов(а)". Уж очень похоже, что там есть эта буква "х". Хотя, по всем параметрам, левая и правая части этой предполагаемой мной "х" могут оказаться фрагментами соседних букв, но мне они видятся как одна - "х". Но утверждать не берусь, это субъективно...

Имя.
?

Отчество.
Могу ошибаться, но мне видится "нать-" (точно есть знак переноса) - быть может, как вариант, [Иг]нать-
[евич]
- ?

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 02 окт 2016, 00:42
вжик69
Доброй ночи, думаю что в Фамилии нет буквы "Х", это как вы правильно заметили (похоже) части соседних букв.
Своей обработкой наверно не помог, но чуть по светлей получилось.

Скан (1)-в.jpg

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 02 окт 2016, 07:39
Васса
Всем доброго дня!

Вячеслав, спасибо за обработку! И за Ваше мнение.

А фамилия не Фролов ли? Похоже, что там буква "Ф" - такая же, как в "РСФСР". В обработке Александра она поярче видна.

А имя, вроде бы, оканчивается на "мир" - быть может, "Владимир" - там, похоже, что есть буква "д" и написана она "хвостиком" вверх.

В итоге, как вариант - "Фролов Владимир Игнатьевич"


Вот этот Владимир Игнатьевич не мог ли быть владельцем данного медальона:


Фамилия Фролов
Имя Владимир
Отчество Игнатович
Место рождения Архангельская обл., Плесецкий р-н, […]шинский с/с
Последнее место службы 202 сд 970 сп
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 31.01.1942
Первичное место захоронения под Крюковым
Название источника информации АНО «Северный край», г. Архангельск
Номер дела источника информации2339
https://obd-memorial.ru/memorial/fullim ... 000009.JPG

Он же, с искажением отчества:

Фамилия Фролов
Имя Владимир
Отчество Имант.
Дата рождения/Возраст __.__.1916
Дата и место призыва Плесецкий РВК, Архангельская обл., Плесецкий р-н
Последнее место службы штаб 262 сд
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 31.01.1942
Первичное место захоронения Калининская обл., Ржевский р-н, д. Крюково
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818883
Номер дела источника информации 637
https://obd-memorial.ru/memorial/fullim ... 000190.JPG

На карте, предоставленной Иваном (Иван, спасибо!), вверху слева видна часть названия села/деревни - "рюково" - это не от "Крюково"?

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 02 окт 2016, 08:22
Иван Алексеев
Здравствуйте.
Васса писал(а):вверху слева видна часть названия села/деревни - "рюково" - это не от "Крюково"?

Да, это та самая деревня Крюково, которая значится в донесении местом захоронения Фролова В.И.

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 02 окт 2016, 09:04
Игорь Мохов
Доброе утро, уважаемые форумчане!
Спасибо за помощь!
Поделюсь своими соображениями: мысль, о том что фамилия "Фролов" - возникла почти сразу. То, что сначала кажется буквой "Х" - видимо является частью стоящих рядом букв "Р" и "О".
По поводу части, в которой служил предполагаемый боец: 202 СД - воевала в р-не Рамушевского коридора.
Наиболее вероятна 262 СД, она оказалась в этом районе в январе-феврале 1942 г.:
"Дивизия вошла в прорыв армии западнее Ржева, на 15 января 1942 года дивизия ведёт бой в районе Осуги, к 27 января 1942 года дивизия вышла в район Холминка, где заняла оборону в составе на 1 февраля 1942 года в 2 946 человек. Была отрезана, как и практически вся 39-я армия от основных сил. В феврале 1942 года дивизия ведёт боевые действия в районе Холм-Жирковского. В апреле 1942 года вела бои в районах деревень Корытце, Полуденное Оленинского района, Верховцы, Дворково, Еленка, Зуи, Зуйка, Коровка, Котовка, Макарово, Матюки, Мироновка, Новые Зуи, Ржевского района Смоленской области, Пушкино, Посвисталки"
Изображение

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 02 окт 2016, 09:28
Ольга48
Здравствуйте!
В донесении 262 СД и в извещении о гибели местом рождения/проживания Фролова Владимира Игнатьевича указано (с искажениями):

Архангельская обл., Плесецкий р-н, Кочмасский с/с
Согласно Указу Президиума Верховного Совета (ПВС) РСФСР от 26.02.1939г. в Плесецком районе создан Кочмасский (вошли населенные пункты /часть/ Плесецкого, Петровского и Савинского Советов).
Решением облисполкома от 22.12.1960г. упразднен Кочмасский с включением территории в состав Тарасовского и Пуксоозерского Советов.

Архангельская область > Плесецкий район > Кочмасский сельсовет
Год учета: 1939
Источник: Данные переписи 1939 года из справочника административного деления Архангельской области (1998 г.)
Подчиненные пункты:
Авда деревня
Ветчиковский лесопункт
Глубоковский лесопункт
Кодлозеро деревня
Кодыш деревня
Кочмас деревня
Красная Ляга деревня
Перекопский пункт
Перекопский лесопункт
http://www.soldat.ru/spravka/locality/arh/?id=5799

Название исчезнувшей деревни Кочмас (от названия одноимённой реки, притока реки Емца), как и многие другие топонимы и гидронимы в Архангельской области, финно-угорского происхождения. Осталось от исчезнувших первопоселенцев этой земли – таинственного народа чуди. Русские, пришедшие в эти края, восприняли топоним, несколько переиначив его. Деревню местные жители именовали Кочмановской.

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 02 окт 2016, 10:19
Васса
Фамилия Фролов
Имя Владимир
Отчество Игнатович
Место рождения Архангельская обл., Плесецкий р-н, […]шинский с/с
Последнее место службы 202 сд 970 сп
Воинское звание красноармеец
Причина выбытия убит
Дата выбытия 31.01.1942
Первичное место захоронения под Крюковым
Название источника информации АНО «Северный край», г. Архангельск
Номер дела источника информации2339
https://obd-memorial.ru/memorial/fullim ... 000009.JPG

Сразу детально не изучала место службы, указанное в документах у Фролова В.И.

В штампе Штаба на Извещении можно прочитать как 202, что оператор и вывел в базовую запись. Но при внимательном рассмотрении читается 262. Номер полка тут же, в штампе, однозначно не читается, но внизу, в подписи, четко видно - "командир 950 сп". Входил в состав 262 сд. Так что, оператор ошибся и с номером дивизии, и с номером полка.

fullimage.jpg

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 03 окт 2016, 07:37
Игорь Мохов
Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Итак, боец похоже установлен, по данным медальона и географической привязке. Согласно выше приведенной карте, 262 СД вела бои в районе Митино в январе-феврале 1942 г. Кстати, если я не ошибаюсь в прочтении легенды карты - в р-не Митино были окружены немецкие войска?

С уважением - Игорь Мохов

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 03 окт 2016, 12:48
Игорь Мохов
Вот так боец значится в электронной КП Архангельской обл.:
Информация из Книги Памяти
Фамилия ФРОЛОВ
Имя ВЛАДИМИР
Отчество ИМАНТ.
Дата рождения/Возраст __.__.1916
Место рождения Архангельская обл., Плесецкий р-н, Кочмасский с/с
Последнее место службы 262 сд
Воинское звание красноармеец
Воинская должность стрелок
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 31.01.1942
Место выбытия Калининская обл., Ржевский р-н, д.Крюково
Название книги Электронная КП Архангельской области
Название источника информации КП Арх.обл. том 11/

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 03 окт 2016, 16:42
Иван Алексеев
Игорь Мохов писал(а):Д- в р-не Митино были окружены немецкие войска?

Почему? По карте это ближайший тыл 252 сд, соседа 262 сд справа. Еще обозначена 54 кд (непонятно почему). В поуокружении в начале февраля оказалась скорее сама 262 сд. Штаб дивизии был в Крюково и там был бой как раз 4 февраля. В донесении у Фролова 31 января, но возможно, он погиб и не в этот день.

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 03 окт 2016, 23:26
Игорь Мохов
Иван Алексеев писал(а):
Игорь Мохов писал(а):Д- в р-не Митино были окружены немецкие войска?

Штаб дивизии был в Крюково и там был бой как раз 4 февраля. В донесении у Фролова 31 января, но возможно, он погиб и не в этот день.

По ОБД потери в районе д. Крюково, в период с 29.01 по 02.02.1942 г. Также, потери отмечены в период 02.03 и 06.03-07.03.1942 г.
Правда, боец из Архангельской области - только один.
С уважением

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 04 окт 2016, 19:34
Иван Алексеев
Игорь Мохов писал(а):По ОБД потери в районе д. Крюково

В донесении все-таки не место гибели в основном, а место захоронения. Может бои там были и раньше, но особо сильные отмечены именно с 2 по 4 февраля. Например
0000025234.jpg

0000011876.JPG

С Придановым интересно. В одном документе погиб 28 января, в другом 4 февраля. Куйбышевская и Архангельская области в разных документах. Деревня Ковалево
00000025897.jpg

00000086876.JPG

00000100678.JPG

Герман. Разведрота. На странице видна разница между местом гибели (район Крюково) и местом захоронения (оставлен на поле боя)
0000025467.jpg

0000027190.JPG

Овчаренко. На него данные противоречивые. 2 февраля, 5 февраля, 6 марта. Крюково и Зуи (?) 2 февраля. Зуи как раз к марту больше подходит.
00000249678.jpg


Не понятно, где были части 252 сд

Re: Медальон. Сычевский р-н Смоленской обл.

СообщениеДобавлено: 04 окт 2016, 20:25
Иван Алексеев
Быть может, так. Похоже, что положение на 2 февраля показана черным карандашом. 252 сд была гораздо западнее. Она, похоже, отступила ("противник захватил Орехово, Поповка"). Между 262 сд и 252 сд образовался серьезный разрыв, через который и наступали упоминавшиеся немецкие танки.
Изображение
Изображение
Части 262 сд упоминаются в Лоскутово (наши части там отмечены черным). Скорее всего, командование 262 сд было вынуждено выдвинуть сюда какие-то части после отхода частей 252 сд. Это гораздо ближе к Митино. А для того, чтобы выйти к Крюково, немцы или должны были совершить большой охват частей 262 сд с юга и юго-запада через тоже Митино, или отсечь подразделения 262 сд в Лоскутово от основных сил, ударив через Леоново. Во всех этих случаях подразделения 262 сд вели бой где-то в этом районе.