![]() |
Модератор: Модераторы
Чехович Владимир писал(а):Автограф генерал-майора артиллерии Камеры И.П.
Граф писал(а):Чехович Владимир писал(а):Автограф генерал-майора артиллерии Камеры И.П.
Отлично. Может ещё что есть?
Виталий Иванович Феськов писал(а):
Присвоение званий:
генерал-майор арт. - 04.06.40
генерал-лейтенант арт. - 27.12.41
генерал-полковник арт. - 07.06.43
К началу войны - начальник артиллерии СКВО
Граф писал(а):А с 1944года сведений нет? После командующего артиллериеей Западного фронта, какую занимал должность?
Надо проверять белорусскую версию.Генерал Камера пробыл у нас, на Калининском фронте, вплоть до начала наступления. Несколько слов о нем самом. Венгр по национальности, он в первую мировую войну был унтер-офицером австро-венгерской императорской армии. Попав в русский плен, участвовал в Великой Октябрьской революции, стал коммунистом, воевал за Советскую власть, вырос в крупного артиллерийского командира. В конце 1940 года, когда я уезжал в Прибалтику, Иван Павлович был назначен начальником артиллерии Северо-Кавказского военного округа.
Это был человек атлетического сложения, обаятельный, простой и добрый. Память у него была феноменальная [214] — помнил каждого бойца и командира, с которым хоть раз, хоть на ходу поговорил. Камера пользовался всеобщим уважением и любовью. К большому нашему горю, еще в годы Великой Отечественной войны этого богатыря сразила тяжелая болезнь, от которой он уже не оправился.
...С утра 26 октября танки противника снова пошли в наступление, но после жестокого боя отошли в исходное положение, понеся значительные потери. Присланные ночью зенитные полки сослужили нам большую службу. Но, причинив большой ущерб врагу, они сами почти полностью потеряли боеспособность. Опять надо было докладывать Жукову. Рокоссовский поручил этот неприятный разговор мне. Я же счел за благо не обращаться непосредственно к командующему фронтом, а позвонил командующему артиллерией фронта генералу И. П. Камера. Пришлось выслушать очень много упреков и грозных слов, но к утру мы все же получили еще [34] два полка 37-миллиметровых зенитных пушек. Нельзя сказать, что они представляли собой очень надежное средство борьбы с танками, но нам ничего не могли дать другого. Мы и такой помощи были рады...
...Во время переезда к месту назначения я много думал, с чего начать свою деятельность на новой должности и с какими трудностями придется мне встретиться. Я старался осмыслить все, что мне было известно о работе командующего артиллерией Западного фронта опытного генерала И. П. Камера и его штаба. Перебрал в памяти все значительные события с начала войны. И оказалось, что за весь этот немалый срок мы, командующие артиллерией армий, не получали от фронта никаких указаний [53] по использованию артиллерии. Вспомнилось только указание об артиллерийской контрподготовке под Ярцевом.
Каждый командующий артиллерией армии действовал по-своему, в меру своих способностей и знаний. Нами нередко допускались ошибки и просчеты, за которые на войне расплачиваются кровью.
Обо всех наших действиях мы доносили командующему артиллерией фронта и не получали никаких замечаний. Создавалось впечатление, что множество различных оперативных документов, получаемых от штабов артиллерии армий, штаб артиллерии фронта проглатывал не разжевывая и не разбирая вкуса. Никогда мы не видели у себя и офицеров штаба артиллерии фронта. Сейчас это может показаться неправдоподобным, но почти за год пребывания в составе Западного фронта мы единственный раз видели в войсках нашей армии начальника оперативного отдела штаба артиллерии фронта полковника Г. Д. Барсукова. Он приезжал контролировать отвод артиллерии от Волоколамска.
От чего все это зависело? У меня сложилось мнение, что так получилось по двум причинам. Во-первых, И. П. Камера находился в плену старых представлений. Я знал его еще по мирному времени, когда он был начальником артиллерии 10-го стрелкового корпуса. Тогда он был отличным организатором, энергичным, опытным артиллеристом. Но в те времена существовало мнение, что штабы артиллерии армии — это органы распределения артиллерии и снабжения ее всем необходимым для ведения боя. Никто не учил нас, командующих артиллерией стрелковых корпусов, — и тем более наши штабы — управлять артиллерией, планировать ее огонь. А на войне с первого дня это стало насущной и основной задачей. И вот мы учились в боях, варились в собственном соку, не получая помощи от командующего артиллерией фронта.
Во-вторых, И. П. Камера совершенно игнорировал свой штаб и не использовал его по прямому назначению. Насколько можно было тогда судить, он великолепно обходился без штаба. Вся «оперативная документация» умещалась в записной книжке, с которой мы видели его в войсках. За год у него сменилось четыре начальника штаба. Некоторые из них были хорошо подготовленные, образованные штабные офицеры. Любой командующий [54] артиллерией фронта мог только мечтать о таких начальниках штаба.
Конечно, недостатки человека со стороны виднее. И вообще-то критиковать, подмечать ошибки других много легче, чем самому избегать их. Но анализ всегда полезен. И я сделал для себя определенные выводы. Справедливости ради должен отметить, что командующий артиллерией Советской Армии Н. Н. Воронов и его начальник штаба Ф. А. Самсонов вопросами применения артиллерии занимались куда больше, чем И. П. Камера. По многим вопросам мы получали из Москвы очень полезные указания.
Вернуться в Артиллерия всех видов (РВиА)
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7