Народный проект копирования архивных документов и последующего издания сведений по маршевым пополнениям РККА в 1941-1945 гг. имеет целью сделать общедоступными данные об отправке из тыла на фронты маршевых батальонов, рот, батарей, команд наших воинов.
Краткое название – "МАРШИ".
Освещение хода проекта на форуме Солдат.ru viewforum.php?f=134
- Цепочка архивных сведений такова. Запасные в/ч в тылу, где готовились пополнения – воинские железнодорожные эшелоны, перевозившие пополнения – фронты, армии, дивизии, бригады, полки, принявшие пополнения. Эти сведения рассыпаны по многочисленным архивным фондам. Часть из них уже скопирована инициаторами проекта, часть предстоит скопировать. После копирования добровольцы введут эти сведения в текстовую базу данных. Впоследствии она будет издана в полиграфическом варианте. После выпуска издания в свет pdf-версия издания уйдёт в свободное плавание в сеть Интернет для свободного использования. Проект не имеет в виду извлечение прибыли. Выручка от возможной продажи книг пойдёт на дальнейшее копирование и издание архивных документов, требующих свободного общественного доступа.
К сведению. За время войны в качестве маршевого пополнения были отправлены на фронты свыше 9,9 млн воинов, не считая тех, кто отправлен на формирование новых войсковых частей. Более 12,7 млн воинов РККА, РКВМФ, НКВД числится пропавшими без вести. У большинства из них в семьях сведения о военной судьбе оканчиваются датой и военкоматом мобилизации. Издание сведений о маршевых пополнениях существенно упростит задачу розыска судеб пропавших без вести воинов, а также станет подспорьем и для тех, кто устанавливает судьбы погибших или оставшихся в живых солдат.
Ближайшая цель – копирование документов Главупраформа, ввод в базу данных, издание. Срок – 2020 г., возможно, к 75-летию Великой Победы. Следующая цель – копирование документов военных округов, фронтов, армий, ж/д перевозок, ввод в базу данных, издание. Срок – 2021 г.
Авторы и операторы Народного проекта "Марши" Игорь Иванович Ивлев и Виталий Викторович Семёнов. Номер карты Сбербанка И.И. Ивлева для перечисления средств 4276 1609 6671 1781. Номер его же к-о-ш-е-л-ь-к-ов Webmoney R271744481280, P327246945272. Эти реквизиты будут задействованы на интернет-ресурсах И.И. Ивлева. Аналогично на интернет-ресурсах В.В. Семёнова будет задействован его счёт.
Ход Народного проекта "МАРШИ" со стороны И.И. Ивлева освещается на ресурсах:
Солдат.ru http://www.soldat.ru
Форум Солдат.ru viewforum.php?f=134
ВК https://vk.com/soldat_rus В ВК ход проекта можно отследить по хеш-тегу #МАРШИ
ОК https://ok.ru/russiasoldat
Яндекс-Дзен https://zen.yandex.ru/media/id/5de58ca0 ... 00b23f6e7a начало публикаций.
Ход Народного проекта "МАРШИ" со стороны В.В. Семёнова освещается на ресурсах:
https://arhizorro.ru/
https://vk.com/arhizorro
https://www.facebook.com/vitaly.semionoff
https://www.instagram.com/vitalysemionoff/
https://www.facebook.com/groups/1208583682656945/
https://ouranopolis.livejournal.com
http://russianmemory.ru
Несколько дополнительных пояснений от 11 февраля 2020 г.
Повторюсь, всего в маршевых подразделениях на фронт отправлено около 9,9 млн чел., не считая воинов, направленных на формирование новых соединений и частей (туда отправлено почти столько же плюсом).
Искомые документы содержат следующие сведения:
а) округ, запасной полк или бригаду сформирования и отправки пополнения;
б) даты отправки и прибытия на фронт маршевых батальонов, рот, эскадронов, батарей, команд;
в) вид и численность пополнения;
г) армию, корпус, дивизию, бригаду, полк – куда распределено пополнение;
д) весьма часто – номер ж/д эшелона, с которым пополнение прибыло на фронт.
Что всё это даёт нам? После мобилизации воины направлялись на сборные пункты военкоматов, а с них чаще всего только в 2 адреса:
- если воин был малообучен или необучен, в т.ч. новобранец - в запасные или учебные части для обучения и комплектования маршевых подразделений;
- если воин был обучен - в формируемые соединения и части.
Соответственно, зная военкомат мобилизации, можно буквально "вычислить" – куда могли отправить команду мобилизованных в конкретный день. Каждый ищущий должен понимать, что в любом военном округе был свой комплект запасных частей. В подавляющем большинстве случаев воина, мобилизованного в Уральском военном округе, ни в коем случае не направляли в запасную часть Московского военного округа – направляли именно в запасную часть Уральского военного округа. Это практически неукоснительное ПРАВИЛО для всех военных округов! Исключения бывали редкими (на то они и исключения).
Если воин после мобилизации попадал в запасную часть (бригаду, полк, батальон), то благодаря назначенным к копированию документам Главупраформа, военных округов, фронтов, армий, запасных бригад его чаще всего можно отследить через отправку маршевого подразделения и его прибытие из конкретного военного округа и запасной бригады (полка) на фронт. Каждое маршевое подразделение имело уникальный не повторяющийся номер и оргформу. Военным округам назначались диапазоны таких номеров для маршевых батальонов и рот.
Летом 1941 г. пополнение отправляли на фронт маршевыми батальонами по 1000 чел. в каждом. нумерация маршевых батальонов началась с № 200 и закончилась на № 1652. Крайний отправленный на фронт батальон – № 1293, остальные переформированы в роты. С 5 сентября 1941 г. отправка стала производиться только маршевыми ротами, батареями, кавэскадронами. Порядок нумерации маршевых рот, введенный в сентябре 1941 г., сохранился до первой декады августа 1942 г., после чего нумерация была обнулена и начата вновь.
Численность типовых маршевых подразделений после 5 сентября 1941 г. такова:
- маршевая стрелковая рота – 254 чел.;
- маршевая рота специалистов (связь, сапёры, миномётчики, артиллеристы – все для стрелковых полков) – 141 чел.;
- маршевая пулеметная рота – 142 чел.;
- маршевая рота истребителей танков – 144 чел.;
- маршевая рота хозобслуживания – 254 чел.
- маршевая артбатарея (для артполков всех видов) – от 193 до 227 чел.;
- маршевый кавэскадрон – 190 чел и 186 верховых лошадей.
В рамках выделенного диапазона номеров запасные части формировали маршевые подразделения и отправляли их на фронт, сопровождая учётными документами (акты, списки, аттестаты, донесения, командировочные предписания, отчёты и т.п.). Отправка строго контролировалась руководством Главупраформа. Списки составлялись в 3-х экземплярах: 1 – в штаб военного округа, 2 – на фронт, причём 1 должен был с визой приёмщиков фронта вернуться в запасной полк отправки, а второй остаться в в/ч приёмки на фронте.
Как происходит "вычисление"? Если воин мобилизован в марте 1942 г. (дата взята для примера), от него было 1 письмо с дороги или с фронта в апреле-июле 1942 г., или вообще не было писем, то поднимаются собранные нами сведения по запасным частям его военного округа, выявляются перечни и номера конкретных маршевых подразделений, отправленных из округа, - и те армии, дивизии, бригады и полки, куда пополнение из данного округа в указанный период прибыло и распределено на фронте. Несмотря на объём информации, очень часто бывает так, что по конкретному военному округу в конкретный период на фронт могли убыть всего 10-15 маршевых рот (батарей), а то и меньше. По многим из них уже сейчас можно назвать в/ч, куда они попали (пока не по всем, но процесс идёт). Нередко перечень этих в/ч насчитывает всего 2-3 дивизии (бригады) на фронте. В этих дивизиях всего по 4 полка (по 9 стрелковых батальонов, по 3 артдивизиона), 2-3 батальона и несколько рот дивизионных спецчастей. И это – конкретные боевые события и территория дислокации, а не весь советско-германский фронт от Баренцева моря до Чёрного. Это уже не иголка в стоге сена, это сугубая и проверяемая документально конкретика в сравнении с громадьём всей Красной Армии. И если удастся "зацепить" упоминание о воине в любом документе в фонде архивных документов найденных дивизий (бригад, полков), то это и будет искомым результатом поиска. Нередко штаб в/ч не смог сохранить весь объём учётных документов в связи с боевыми событиями (отступление, наступление, бомбёжки, пожары и т.п.) и воина больше нигде нет, кроме единственного упоминания, например, в финансовой ведомости. Значит нужно собрать сведения об имевших место боевых событиях и понять – что могло послужить причиной пропажи без вести искомого воина и не сохранения документов в/ч, где мог безвестно погибнуть воин. Сделать это сейчас можно с помощью сайта МО РФ "Память народа" https://pamyat-naroda.ru/documents Там найдутся и боевые донесения, и оперативные сводки, и журналы боевых действий, и карты. Выявление пропавшего воина в других документах (в другой в/ч, по плену, в медицинских документах и т.д.) нередко может быть лишь случайным. Как кому повезёт. И это большая удача, без преувеличения.
Вот для чего был запущен Народный проект - для восстановления цепочки сведений от тыла к фронту, учитывая, что пропавшими без вести у нас числятся около 12,7 млн чел. из воевавших 40,6 млн. Уже сейчас можно сказать, что скопированные документы Главупраформа покрывают полностью 1941 и 1942 гг. В них есть небольшие пробелы. Мы их закроем документами военных округов, фронтов и армий, возможно, и запасных бригад.
Казалось бы, именно запасные бригады должны сохранить сведения о своих отправках маршевых подразделений на фронт. Хорошо бы так, да не тут-то было. Вчера исследованы описи запасных бригад с 1 по 5. Имеется на хранении всего 1 сводная книга учета отправок у 3 зсбр (и то – пока не получена на руки, есть сомнения). А такие же книги учёта в фондах 1, 2, 4, 5 зсбр УНИЧТОЖЕНЫ РУКАМИ САМИХ АРХИВИСТОВ в 1960, 1988, 2014 гг. Мотивация: "Ну, в них же нет фамилий, только цифры". Почему никто не ударил по рукам ни архивистам, ни их начальству и не объяснил им, что цифры – это номера маршевых рот, даты отправки, число убывших, в/ч приёма на фронте. Это клондайк сведений по пропавшим без вести, цепочка причинно-следственной связи между тылом и фронтом, оборванная добровольно в мирное время!!! Не хотелось бы думать, что это просто диверсия, хотя многое к тому склоняет, ибо действие системно.
Так или иначе, но дело движется и мы надеемся на то, что с помощью наших добровольных участников сдвинем этот неподъёмный воз с его заскорузлой точки. Благодаря многослойному документированию событий в советском делопроизводстве, есть уверенность, что не всё уничтожено. А коль не уничтожено, то мы постепенно доберёмся до не секретных закромов сведений о путях-дорогах наших Героев.