БУРОВ Герман Петрович
БУРОВ Герман Петрович (8.07.1907 г., Архангельск).
Потомственный моряк, с 1929 г. плавал на судах Северного морского пароходства
кочегаром и машинистом. С 1938 г. - на военно-морском флоте. Великая Отечественная
война застала Бурова в Заполярье. Пароход "Карелия", на котором он
служил, возил раненых из Кандалакши в Архангельск. С 1942 г. - в Ладожской военной
флотилии, затем моторист тендера 15 Азовской военной флотилии. Отличился при
высадке десанта в районе города Керчь в декабре 1943 г. Звание Героя Советского
Союза присвоено Герману Петровичу 16.05.1944 г. за проявленное мужество при
высадке десанта в районе горы Митридат и снятии раненых с плацдарма, окруженного
противником. После войны служил на флоте, воспитывал молодых моряков. Жил и
работал в г. Советске Калининградской области.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Его имя носит школа в Соломбальском районе г. Архангельска.
Евгений ОВСЯНКИН,
Почетный доктор Поморского
Государственного университета
имени М.В. Ломоносова,
кандидат исторических наук,
почетный гражданин г.Архангельска.
Источник информации:
"Во имя победы", Архангельск, 2005 г.
Завидная судьба.
Герман
Буров мечтал о море, с бескрайних морских просторах еще мальчишкой, когда вместе
с братом чистил судовые котлы. Сын потомственного моряка из Соломбалы, он тысячи
миль оставил за кормой, плавая кочегаром на пароходах "Кузнечиха"
и "Метель". С 1929 года Герман, моряк дальнего плавания, побывал во
многих странах: в Англии и Германии, Голландии и Бельгии, добирался и до далекой
Африки. Штормовые ДЕИ в Баренцевом, зимовки в море Лаптевых дали ему хорошую
морскую за каяку.
С 1938 года Герман Петрович Буров начал служить на флоте. Великая Отечественная
война застала его в Заполярье. Пароход "Карелия", на котором он плавал,
доставлял раненых из Кандалакши в Архангельск.
В 1942 году Бурова перевели в Ладожскую военную флотилию, помогавшую осажденному
Ленинграду. Честно и добросовестно нес он трудовую вахту моториста на катере
"Кабеев". Юркий двадцатитонный катер курсировал между местечками Кабары
и Осиновцы. Расстояние там небольшое, всего три часа пути. Но под постоянным
обстрелом и бомбежками эти тридцать километров проходить бывало нелегко. Катер
бесперебойно возил в Ленинград оружие, боеприпасы, бойцов, а обратно - детей,
женщин, раненых.
В ноябре 1942 года часть Ладожской флотилии была переброшена на Азовское море.
Германа Бурова назначили мотористом тендера № 15 славной Азовской военной флотилии.
На дизелях он до этого не работал, но новая специальность пришлась моряку по
душе. Энергично взялся он за изучение мотора. Днем и ночью выходили тендеры
в море, высаживали десанты, снабжали их оружием, делали за сутки более десятка
рейсов. Но и в такой сложной обстановке Буров находил время для учебы. Быстро
росли знания, накапливался опыт, и вскоре с первого стука научился моторист
определять любую неисправность мотора и умело ее устранять.
Летом 1943 года шли напряженные бои на юге страны. Гитлер отдал приказ: удержать
Крымский полуостров - этот ключ от Черного моря - любой ценой. Фашистское командование
сосредоточило в Крыму значительные силы пехоты, пополнило свой флот торпедными
катерами, тральщиками, морскими охотниками, десантными баржами. Авиация врага
в этом районе насчитывала 360 боевых самолетов. Мощные береговые батареи фашистов
держала под обстрелом все подходы к берегам, а на Керченском полуострове были
построены четыре оборонительные полосы, в глубину до 70 Километров.
Но Советская Армия упорно рвалась в Крым. Пехота готовилась к десантам, ее
поддерживал флот. Осенью 1943 года Черноморский флот и Азовская военная флотилия
помогли войскам Северо-Кавказского фронта захватить плацдарм в восточном Крыму.
Из частей, укрепившихся на Керченском полуострове, была сформирована Отдельная
Приморская армия. Азовской военной флотилии под командованием адмирала Горшкова
было приказано любой ценой обеспечивать бесперебойное снабжение десанта. Преодолевая
минные заграждения, боевые корабли и транспортные суда флотилии под артиллерийским
и минометным огнем врага доставляли в Крым все необходимое для советских десантников.
Так Герман Буров оказался в самой гуще боевых событий - в Крыму. Катер № 15,
делая по семь-десять рейсов в сутки, всегда четко выполнял боевые задания.
В ноябре 1943 года старшине второй статьи Герману Бурову пришлось выдержать
серьезный экзамен. Тендер получил ответственное задание: доставить боезапас
группе советских бойцов, которые удерживали важный плацдарм в тылу фашистов,
в районе завода Войкова, и высадить десант. Путь был опасен. Враг боялся прорыва
наших судов к берегу и часто обрушивал на прибрежную полосу моря бешеный заградительный
огонь. Мощные прожекторы прорезали тьму ночи, выслеживая советские корабли.
Но наши отважные моряки смело вели тендер к цели. Внезапно, когда до берега
оставалось всего несколько кабельтовых, шальной осколок пробил борт судна и
вывел из строя мотор. Вот тут и потребовались теоретические знания и богатый
опыт моториста. В эти напряженные минуты многое зависело от умения и выдержки
Бурова. Нужно было быстро отремонтировать мотор, чтобы в течение ночи выгрузить
боезапас, взять раненых десантников и уйти на свою базу.
А вражеский огонь продолжался. Под разрывами снарядов и мин Буров начал ремонт
машины. Товарищи помогали ему чем могли. В полном молчании, с ожесточением разбирали
двигатель, заменяли поврежденные части. Но время шло, ночь была на исходе, приближался
рассвет.
Наконец Буров доложил командиру, что повреждение исправлено, можно идти дальше.
Но куда идти - решить было трудно. Тендер стоял у вражеского берега на самом
виду, под жерлами береговых батарей. Уйти обратно на базу он бы еще успел, пока
не рассвело. Но это значило оставить товарищей на берегу без боеприпасов, не
помочь раненым. Командир катера Герой Советского Союза Рожден Борцица обратился
за советом к коммунистам. Члены партии настаивали на дальнейшем выполнении задания.
...Тендер благополучно добрался до берега. В ночной темноте моряки сумели быстро
найти пирс, бесшумно высадили десант, разгрузили боезапас. Вскоре рассвело.
Взять раненых и прорваться днем к своим на виду у врата было невозможно. Решили
укрыть тендер здесь же у берега и переждать до ночи. Опасно! Но другого выхода
не было. Кое-как притиснулись к каменной стенке мола и спрятали тендер между
остовами полузатонувших кораблей. А сами начали прорываться к нашим десантникам
на берегу.
Часть команды катера, вооружившись автоматами и пистолетами, двинулась на Митридатскую
улицу, занятую советскими бойцами. Но гитлеровцы держали на прицеле всю дорогу.
Моряки решили зайти в тыл врагу. Разделились на две группы и обошли здания,
где засели фашисты. Борцица и Буров приблизились к первому дому. Прислушались.
Было тихо. Осторожно прокрались в одну комнату - никого не нашли. В другой оказались
два солдата, которые наблюдали за улицей. Первым прыгнул на гитлеровца Буров,
повалил, связал. Другого взял в плен Борцица.
А через катер весь день летели мины и снаряды - советский десант вел огневую
дуэль с врагом. Немцы были так близко, что порой отчетливо слышалась чужая лающая
речь. Томительно долго тянулись часы ожидания, грозящие ежеминутной опасностью.
Наконец наступил вечер, а затем и спасительница ночь. Герои моряки взяли на
борт раненых бойцов и тронулись в обратный путь.
Однако теперь гитлеровцы обнаружили катер и открыли по нему бешеный огонь.
Тендер, делая невероятные для грузового судна маневры, умело уходил от ударов
противника, яростно отстреливался и благополучно прорвался к своим берегам.
На базе экипаж "пятнадцатого" уже считали погибшим. И поэтому с особой
радостью встречали товарищи героев, вырвавшихся из лап смерти. Командир базы
поблагодарил моряков за успешное выполнение боевого задания. На груди Германа
Бурова вместе с медалью "За оборону Ленинграда" появился орден Отечественной
войны I степени. Командование Азовской военной флотилии представило Германа
Петровича Бурова и к высшей воинской награде.
"За проявленное геройство, - говорилось в донесении, - в период высадки
десанта в районе горы Митридат города Керчи и снятия раненых с плацдарма, окруженного
противником, достоин присвоения звания Героя Советского Союза". В мае 1944
года Бурову были вручены Золотая Звезда и орден Ленина.
Старшина Буров служил на флоте всю Великую Отечественную войну. Тендер № 15
по-прежнему выполнял опасные боевые задания, его часто посылали на самые трудные
участки, зная, что команда сделает все для успеха операции.
Однажды в штормовую погоду "пятнадцатому" был дан приказ: подойти
к берегу и разведать линию обороны врага. Быстро преодолели безопасную полосу.
Но когда выходили из нее, враг обнаружил судно и открыл по нему огонь. В этот
момент что-то намоталось на винт. Тендер остановился. Медлить было нельзя, снаряды
рвались со всех сторон. Старшина Буров в одно мгновение прыгнул за борт и быстро
освободил винт. Тендер снова избежал гибели.
А сколько обычных рейсов сделал "пятнадцатый"! И каждый из них был
связан с неимоверными трудностями, с риском для жизни.
В ночь с 9 на 10 января 1944 года в особой десантной операции в Крыму Буров
был тяжело ранен. Вот как это случилось.
Катер перевозил на правый берег Азовского моря крупный десант. От залпов наших
"катюш" у берега пылало сплошное огненное море. Но гитлеровцы яростно
отстреливались. В перестрелке катер получил повреждение и у самого берега потерял
ход. Внезапно налетели "мессершмитты".
Молодые пулеметчики растерялись. Услышав, что пулемет замолчал, Буров выскочил
на палубу и открыл огонь по пикирующим "мессерам". Вдруг плетью повисла
правая рука. В моторе начались перебои. Буров кинулся вниз, в машинное отделение.
Из бака с горючим хлестал бензин. Вот-вот он вспыхнет... Моторист мгновенно
выключил двигатель, забил пробку в бензобак. Течь прекратилась. За пулемет встал
Борцица. А Буров, туго перехватив жгутом раненую руку, повел катер к своим берегам.
Он не покинул боевого поста до тех пор, пока катер не подошел к своему причалу.
После войны Герман Петрович Буров продолжал службу на флоте, воспитывал в молодых
моряках твердость и мужество, передавал им свои знания и опыт.
Сейчас он живет в городе Советске Калининградской ооласти. С Германом Петровичем
установили дружбу пионеры Соломбалы. Пионерский отряд 49-й школы Соломбальского
района в Архангельске стал экипажем пионерского корабля имени Героя Советского
Союза Г. П. Бурова.
Е. Сперанская
Источник информации:
"Золотые звезды северян", Архангельск, Северо-Западное книжное издательство,
1971 г., с. 43-47
Краткая справка из двухтомного издания "Герои Советского Союза"
(М., Воениздат, 1987 г., т.1, стр. 222):
БУРОВ Герман Петрович,
родился 25.6.1907 в г. Архангельск в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1931
г. Окончил 6 классов. Работал кочегаром-машинистом на судах Северного морского
пароходства. С 1942 г. в ВМФ.
В боях Великой Отечественной войны с 1942 г. Старший моторист тендера № 15 (Отдельный
отряд кораблей, Азовская военная флотилия) старшина 2 степени. Буров отличился
8.12.43. При высадке десанта у восточного склона горы Митридат в районе г. Керчь
тендер был серьёзно повреждён. Командир и старший моторист Буров, замаскировав
тендер, за сутки под огнём противника отремонтировали его. С наступлением темноты,
сняв с берега раненых бойцов, прорвались на свою базу. Звание Героя Советского
Союза присвоено 16.5.44.
В 1944 г. демобилизован. Живёт в г. Советск Калининградской области. Награжден
орденом Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, медалями. Его имя
носит школа № 49 в г. Архангельск.