Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > Игорь Иванович Ивлев. Повесть "Последний решительный". Часть 9. 12 ноября 1941 г.

Игорь Иванович Ивлев. Повесть "Последний решительный". Часть 9. 12 ноября 1941 г.

12 ноября 2021 г.

Все 9 частей:
https://www.soldat.ru/news/1383.html
https://www.soldat.ru/news/1384.html
https://www.soldat.ru/news/1385.html
https://www.soldat.ru/news/1386.html
https://www.soldat.ru/news/1387.html
https://www.soldat.ru/news/1388.html
https://www.soldat.ru/news/1389.html
https://www.soldat.ru/news/1390.html
https://www.soldat.ru/news/1391.html

Адрес размещения произведения: 
https://proza.ru/2021/11/12/210
Свидетельство о публикации №221111200210.

Последний решительный. Часть 9.
12 ноября 1941 г.

Время от времени караульные будили то одного, то другого, заставляли вставать погреться у костра. Так и прошла ночь, перемежаясь то холодом, то побудками караульных и дрёмой у костра. К утру вроде и поспали, но бОльшая половина себя чувствовала разбитыми. Быстро вскипятили воду, развели концентрат пшёнки, закинули тушёнку и капусту. Теперь едоков было всего 13 ртов. Хватило всем с лихвой, но кусок в горло не лез. Все молчали. И вчера, и сегодня. Похлебали кипяточку и двинулись дальше.

Ручей оказался вполне проходимым. Добрались до Реконьского монастыря. Въехали через живописные северные ворота, выполненные как архитектурное сооружение. Осмотрели огромный собор, колокольню, кельи. Нашли у протоки большой камень с надписью об обретении иконы на сём месте. Лейтенанта похоронили на монастырском погосте. Он был внутри каменного периметра, стеной окружавшего всю видимую площадь монастыря. Вырыли могилу, вынули залитые кровью документы, фотографию, письмо, завернули тело в плащ-палатку и опустили. Насыпали холм. Из валявшихся у входа в собор обрамлений алтаря соорудили столбик. Топором и затем ножом соскоблили сантиметров 15 позолоты и химическим карандашом надписали: "Лейтенант Фуражкин Николай Сергеевич, 1893 – 11/11/1941".

По окончании Полеонов, как старший средь всех по званию, сказал последнее слово:
- Спи спокойно, товарищ командир. Не думали, не гадали мы, что враг сумеет забрать тебя. Ты же самый везучий, самый здоровый из нас был. Теперь будем воевать без тебя и за тебя. Жестоко воевать. Даю слово, что не пожалею ни одну фашистскую гадину, что попадётся мне на пути. Пока буду видеть и сила будет в руках, буду убивать этих тварей до последнего смертного вздоха. Никакой пощады не дам…

- Хочет кто ещё что сказать?

Вышел Кожевников:
- Прощай, Николай Сергеич. Многих повидал я на своём веку, но таких, как ты, людей мало. Отомстим мы за тебя, даже не сумлевайся.

Наши солдаты стояли почти по стойке смирно, не понукаемые к тому ничем. Внутренняя потребность отдать честь командиру вытянула их не по приказу или субординации. Уход любого человека – печальное событие для остающихся. Но тут, помимо печали, над строем солдат витала ещё и Скорбь великая. Вновь по лицам потекли слёзы. Не выдержал Соломин, не стерпел Камаев. Даже всегда спокойный Воронков отвернулся. Пацаны Петров с Цыбенкой попросту ревели, уйдя из строя в сторону. Сулейманов сел у холмика на колени и снова бесконечно повторял "таварыш камандыр, таварыш камандыр".

- Ничего, мужики, поплачьте. Полегше станет.

Бирюков взял малую лопатку и прихлопом поправил холмик со всех сторон. Рокотин принёс лейтенантскую каску из повозки и пристроил её на холм у столбика.

- Кружку кто-нибудь дайте, - Полеонов достал флягу, налил в поднесённую Ненашевым кружку спирт. - Помянем командира, - отхлебнул и пустил её по кругу. Спирт прошибал каждого своей резкостью, обжигая рты и глотки. Выпили все, в том числе и молодые. Полеонов долил в кружку спирта, с проворотом в грунт поставил её у каски. Береславский достал сухарь и примостил его сверху на обод кружки. Скрутили самокрутку, положили на сухарь. Всё, что могли.

Дали три залпа вверх. Постояли ещё минуты три, помолчали.

- Всё, мужики, уходим. Спи спокойно, Николай Сергеич.

Сапёры быстро собрались и ушли вереницей повозок на восток. Не знал никто из бойцов, что всего через сутки в монастырь придут немцы, а через трое суток, когда 317-й стрелковый полк 92-й дальневосточной дивизии начнёт героически выбивать их из монастыря, в могильный холмик попадёт наш снаряд и снесёт его, как не было. Так и потеряется след лейтенанта Фуражкина на этой Земле…

* * *

15 ноября 1941 года.

- Что ещё можете добавить к протоколу?
- Вроде всё рассказал, как было. Добавить нечего. Нам бы свой полк и дивизию найти.
- Хорошо. Поставьте роспись. Можете идти. Про полк ваш и дивизию мне ничего неизвестно. Спросите у танкистов. Их штаб через 3 дома отсюда.

Полеонов вышел на крыльцо сельсовета. Облегчённо вздохнул ("Пронесло лихо мимо"). В двух шагах от него стояли бойцы и повозки.

- Ну, что, мужики, - вздохнув. - Надо как-то дальше жить и воевать. Будем выбираться в сторону Тихвина. Здесь нашей дивизии нет.

Забрался на повозку, поёрзал, дёрнул вожжой и подал команду:
- Давай, родимая, трогай.

Впереди простирались долгие 1270 суток Великой Войны. И каждому нужно было суметь пережить их и дойти до Победы…

* * *

Послесловие.

Так или не так всё это было - известно лишь Провидению. Мы увидели этот бой именно таким в апреле 1996 г., когда попали в описанные места и собственными ногами многократно обтоптали их. Про узкое дефиле и бой в нём в ноябре 41-го поначалу кратко подсказал нам дед Никанор из Нижнего Заозерья. Подробностей не дал. Сходите, говорит, туда. Мож чего найдёте. Побывали там, нашли останки троих бойцов, многочисленный настрел, воронки, осколки, неразорвавшиеся мины и снаряды, сложили своё впечатление о событии – как всё это могло быть. И самым большим удивлением для нас в 96-м стало то, что сложившаяся в наших головах картина боя полностью совпала уже с детальным рассказом деда, который он поведал позже. А откуда дед про бой знал? Уставший лейтенант-сапёр вышел в Верхнее Заозерье со своими бойцами в ноябре 41-го после долгого грохота взрывов и стрельбы на раплинском большаке, спустился через ручей в Нижнее Заозерье, чуть отдохнул, да и увёл остатки роты по лесной дорожке в сторону Порога, когда немцы вечером ворвались в Верхнее Заозерье. Отдыхая, матери деда вкратце про всю историю боя рассказали бойцы роты. А дед Никанор ещё мальцом сидел рядом, расспрашивал, в общих чертах всё запомнил, а потом не раз бывал на том месте. И жил спокойно в своей деревне, старея и постепенно теряя зрение, пока мы не встретились с ним в 96-м. А дождавшись, передал нам дальнюю весть от наших безвестных Дедов. Словно протянулась ниточка сквозь время между нами, "круто экипированными", как нас тогда назвали в местной районной газете, и Ими, - голодными, холодными и отважными Героями. Любившими свою Родину пуще жизни. Бившимися с врагом из последних сил. И ушедшими из Нижнего Заозерья в Вечность…






Поиск по сайту

Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.